Багрова Инесса Георгиевна. Биография (1931 - 2010)

Багрова Инесса Георгиевна
Режим чтения


Инесса Георгиевна Багрова родилась 5 июня 1931 года в Казани. В 1933 году семья переехала в Чебоксары, где в 1949 году Инесса Георгиевна с золотой медалью окончила среднюю школу. С 1949 по 1953 год она являлась студенткой сурдоотделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина.

По окончании института она была направлена на работу в Волгоградскую школу глухих, где проработала в течение 11 лет учителем младших классов и учителем русского языка в 5-8 классах. С первых лет педагогической деятельности отмечается ее преданность делу, ученикам, принципиальность и отзывчивость. Уже в Волгограде Инесса Георгиевна начинает вести большую методическую работу среди педагогов школы. Это будет продолжено в течение всей ее профессиональной жизни – методобъединения в школах, семинары, курсы, огромная опытно-экспериментальная работа в школах России и в бывших республиках СССР. Инессу Георгиевну – блестящего методиста – знала вся страна.

В 1964 году в связи с переводом мужа – Багрова Леонида Васильевича – на работу в Министерство речного флота РСФСР семья переезжает в Москву. Инесса Георгиевна продолжает свою педагогическую деятельность в экспериментальной школе для глухих детей Института дефектологии (ныне Института коррекционной педагогики РАО). Сначала она работает воспитателем, а с 1966 по 1973 г. – сурдопедагогом слухового кабинета. Инесса Георгиевна вела в школе большую методическую работу: была председателем методических объединений вначале воспитателей, а затем – учителей, проводила семинары для учителей, воспитателей, родителей по вопросам развития слухового восприятия и обучения произношению, руководила всей слуховой работой в школе. Работая в школе, И.Г. Багрова много внимания уделяла методическим аспектам использования звукоусиливающей аппаратуры (под руководством Е.П. Кузьмичевой) и обучению глухих школьников восприятию музыки. В эти годы она становится постоянным активным участником различных курсов и семинаров, проводящихся в стране по проблеме формирования устной речи у лиц с нарушенным слухом, участвует с докладами в педагогических чтениях, а позже – и научных сессиях.

Естественно, что на яркого, деятельного, талантливого, активного педагога обращают внимание Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина. Они предлагают Инессе Георгиевне проводить под их руководством научное исследование по теме «Роль остаточного слуха в коррекции и автоматизации произносительных навыков у глухих школьников», которое было начато в 1968 году. В ноябре 1973 года И.Г. Багровой блестяще была защищена кандидатская диссертация по указанной теме. В ней рассматривалась такая малоизученная проблема как формирование у глухих самоконтроля при обучении произношению и роли в этом процессе остаточного слуха глухих. В этом же году начинается деятельность Инессы Георгиевны в новом качестве – научного сотрудника.

В течение 5 лет Инесса Георгиевна работала в лаборатории общего и профессионального обучения взрослых глухих. В этот период ею разрабатывалась научная тема «Восприятие и воспроизведение устной речи глухими и слабослышащими учащимися вечерней школы». Проведенное исследование позволило разработать систему работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения взрослых глухих и слабослышащих. Были определены содержание, организация и методы работы. На основании проведенного эксперимента была введена новая учебная дисциплина в учебный план – групповые занятия в слуховом кабинете вечерней школы (с включением новых штатных единиц).

С 1979 года и до 1994 года Инессе Георгиевна являлась старшим научным сотрудником лаборатории, созданной ее любимым Учителем – Ф.Ф. Рау - фонетики и акустики, которая уже при ней была переименована в лабораторию педагогической коррекции нарушенной слуховой функции Института. На протяжении 15 лет основной акцент в научной деятельности Инессы Георгиевны был перенесен на школу для слабослышащих и позднооглохших детей. Ею были выявлены возможности детей в восприятии речи и неречевых звуков (в том числе и музыки), изучались закономерности восприятия слабослышащими на слух речи.

На основании результатов проведенных исследований была создана система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников (речи, неречевых звучаний, музыки), действующая в школах и сейчас.

Система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников была разработана на основании многолетних совместных поисков с практическими работниками. Были определены содержание работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников с учетом уровня их речевого развития, организационные формы и методы проведения, которые нашли отражение в трудах И.Г. Багровой. Она автор более 60 работ, среди которых монография «Развитие речевого слуха слабослышащих школьников», методические пособия и рекомендации, научные статьи, программы…

Впервые в отечественной сурдопедагогике были подготовлены материалы: по развитию речевого слуха на индивидуальных и групповых занятиях (с подготовительного до X-XII классов), для занятий в слуховом кабинете (совместно с Л.В. Назаровой и Е.Г. Байдалой), для музыкально-ритмических занятий (совместно с Н.А. Туговой и А.С. Кагарлицкой).

Одно перечисление сделанного поражает своей объемностью. Обладая педагогическим даром, являясь прекрасным методистом, Инесса Георгиевна могла заинтересовать решением насущных проблем практических работников в многочисленных школах, где ей приходилось бывать, которые являлись ее экспериментальными площадками и опорными учреждениями. Ее знали как интересного, увлеченного лектора и собеседника в Москве и Московской области, С-Петербурге, в городах России: Иванове, Владимире, Волгограде, Ярославле, Коврове, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и в городах бывших союзных республик: Бендерах (Молдова), Каунасе (Литва), Минске (Беларусь) и др.

Инесса Георгиевна была принципиальна и тверда, неуступчива в решении проблем дела, которому она служила. Но она же была внимательна и отзывчива, готова оказать помощь немедленно и сделать всё возможное не только для своих близких друзей, но и для других - коллег по Институту, педагогов, одноклассников… До своих последних дней она была предана людям, с которыми работала вместе, с которыми делила и горе, и радости.

14 марта 2010 года Инесса Георгиевна Багрова ушла из жизни.

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/