Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Багрова Инесса Георгиевна (1931 - 2010)



 Багрова Инесса Георгиевна



Инесса Георгиевна Багрова родилась 5 июня 1931 года в Казани. В 1933 году семья переехала в Чебоксары, где в 1949 году Инесса Георгиевна с золотой медалью окончила среднюю школу. С 1949 по 1953 год она являлась студенткой сурдоотделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина.

По окончании института она была направлена на работу в Волгоградскую школу глухих, где проработала в течение 11 лет учителем младших классов и учителем русского языка в 5-8 классах. С первых лет педагогической деятельности отмечается ее преданность делу, ученикам, принципиальность и отзывчивость. Уже в Волгограде Инесса Георгиевна начинает вести большую методическую работу среди педагогов школы. Это будет продолжено в течение всей ее профессиональной жизни – методобъединения в школах, семинары, курсы, огромная опытно-экспериментальная работа в школах России и в бывших республиках СССР. Инессу Георгиевну – блестящего методиста – знала вся страна.

В 1964 году в связи с переводом мужа – Багрова Леонида Васильевича – на работу в Министерство речного флота РСФСР семья переезжает в Москву. Инесса Георгиевна продолжает свою педагогическую деятельность в экспериментальной школе для глухих детей Института дефектологии (ныне Института коррекционной педагогики РАО). Сначала она работает воспитателем, а с 1966 по 1973 г. – сурдопедагогом слухового кабинета. Инесса Георгиевна вела в школе большую методическую работу: была председателем методических объединений вначале воспитателей, а затем – учителей, проводила семинары для учителей, воспитателей, родителей по вопросам развития слухового восприятия и обучения произношению, руководила всей слуховой работой в школе. Работая в школе, И.Г.Багрова много внимания уделяла методическим аспектам использования звукоусиливающей аппаратуры (под руководством Е.П.Кузьмичевой) и обучению глухих школьников восприятию музыки. В эти годы она становится постоянным активным участником различных курсов и семинаров, проводящихся в стране по проблеме формирования устной речи у лиц с нарушенным слухом, участвует с докладами в педагогических чтениях, а позже – и научных сессиях.

Естественно, что на яркого, деятельного, талантливого, активного педагога обращают внимание Ф.Ф.Рау и Н.Ф.Слезина. Они предлагают Инессе Георгиевне проводить под их руководством научное исследование по теме «Роль остаточного слуха в коррекции и автоматизации произносительных навыков у глухих школьников», которое было начато в 1968 году. В ноябре 1973 года И.Г.Багровой блестяще была защищена кандидатская диссертация по указанной теме. В ней рассматривалась такая малоизученная проблема как формирование у глухих самоконтроля при обучении произношению и роли в этом процессе остаточного слуха глухих. В этом же году начинается деятельность Инессы Георгиевны в новом качестве – научного сотрудника.

В течение 5 лет Инесса Георгиевна работала в лаборатории общего и профессионального обучения взрослых глухих. В этот период ею разрабатывалась научная тема «Восприятие и воспроизведение устной речи глухими и слабослышащими учащимися вечерней школы». Проведенное исследование позволило разработать систему работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения взрослых глухих и слабослышащих. Были определены содержание, организация и методы работы. На основании проведенного эксперимента была введена новая учебная дисциплина в учебный план – групповые занятия в слуховом кабинете вечерней школы (с включением новых штатных единиц).

С 1979 года и до 1994 года Инессе Георгиевна являлась старшим научным сотрудником лаборатории, созданной ее любимым Учителем – Ф.Ф.Рау - фонетики и акустики, которая уже при ней была переименована в лабораторию педагогической коррекции нарушенной слуховой функции Института. На протяжении 15 лет основной акцент в научной деятельности Инессы Георгиевны был перенесен на школу для слабослышащих и позднооглохших детей. Ею были выявлены возможности детей в восприятии речи и неречевых звуков (в том числе и музыки), изучались закономерности восприятия слабослышащими на слух речи.

На основании результатов проведенных исследований была создана система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников (речи, неречевых звучаний, музыки), действующая в школах и сейчас.

Система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников была разработана на основании многолетних совместных поисков с практическими работниками. Были определены содержание работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников с учетом уровня их речевого развития, организационные формы и методы проведения, которые нашли отражение в трудах И.Г.Багровой. Она автор более 60 работ, среди которых монография «Развитие речевого слуха слабослышащих школьников», методические пособия и рекомендации, научные статьи, программы…
Впервые в отечественной сурдопедагогике были подготовлены материалы: по развитию речевого слуха на индивидуальных и групповых занятиях (с подготовительного до X-XII классов), для занятий в слуховом кабинете (совместно с Л.В.Назаровой и Е.Г.Байдалой), для музыкально-ритмических занятий (совместно с Н.А. Туговой и А.С. Кагарлицкой).

Одно перечисление сделанного поражает своей объемностью. Обладая педагогическим даром, являясь прекрасным методистом, Инесса Георгиевна могла заинтересовать решением насущных проблем практических работников в многочисленных школах, где ей приходилось бывать, которые являлись ее экспериментальными площадками и опорными учреждениями. Ее знали как интересного, увлеченного лектора и собеседника в Москве и Московской области, С.-Петербурге, в городах России: Иванове, Владимире, Волгограде, Ярославле, Коврове, Екатеринбурге, Ростове-на Дону и в городах бывших союзных республик: Бендерах (Молдова), Каунасе (Литва), Минске (Беларусь) и др.

Инесса Георгиевна была принципиальна и тверда, не уступчива в решении проблем дела, которому она служила. Но она же была внимательна и отзывчива, готова оказать помощь немедленно и сделать всё возможное не только для своих близких друзей, но и для других - коллег по Институту, педагогов, одноклассников… До своих последних дней она была предана людям, с которыми работала вместе, с которыми делила и горе, и радости.

14 марта 2010 года Инесса Георгиевна Багрова ушла из жизни.


Работает на Amiro CMS - Free