Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Багрова Инесса Георгиевна (1931 - 2010)




Вспоминая Инессу Георгиевну Багрову… 


1951-ый год. Концерт, посвященный первокурсникам в МГПИ им. В.И. Ленина в главном корпусе института на Малой Пироговской. На сцене худенькая, стройная, красивая девушка – Инесса Артемьева исполняет что-то из классики на пианино. Затем хор студентов дефектологического факультета. Руководит хором опять Инесса. Это мое первое знакомство с ней. В институте она была очень активной студенткой, отличницей, часто выступала на собраниях, всегда боролась за правду.

Затем спустя несколько лет я была на семинаре для учителей глухих детей в Волгограде. Уроки в первом классе показывала Инесса Георгиевна -теперь уже Багрова. Уроки были интересные, сама Инесса привлекала к себе открытостью, стремлением что-то узнать еще, отстаиванием своих позиций. Здесь мы с ней познакомились поближе. И еще спустя какое-то время Инесса переехала в Москву, куда перевели ее мужа – Л.В. Багрова. Очень хорошо запомнила нашу с ней первую встречу, когда я увидела двух очень красивых молодых людей: Инессу и Леонида Васильевича в морской форме. Инесса стала работать в школе глухих Института Дефектологии в слуховом кабинете. Я в это время поступила в аспирантуру и слуховой кабинет отдала Инессе. Помню, с какой дотошностью она принимала у меня оборудование и особенно знакомилась с методиками работы: ходила на занятия, изучала мои конспекты, потом задавала массу вопросов. Она считала, что у меня нет никаких дел, кроме того, как передавать ей слуховой кабинет. Ради справедливости следует сказать, что я была очень рада, когда эта работа закончилась. А в школе началось повальное увлечение музыкой. Все хотели «петь» песни, танцевать. Дети до звонка выстраивались около слухового кабинета. Инесса принесла в школу гитару и учила ребят играть на ней, учила играть и на пианино. И все это в школе глухих! Организовала школьный хор, готовила солистов. А учительские вечера! Если даже не хочешь петь, то у Инессы запоешь. Ее «диктат» тут был непререкаем. Зато всегда было интересно, весело, смешно. Это одна сторона ее рабочей жизни. А была и вторая. С первых дней работы в школе глухих Института на нее обратили внимание Н.Ф. Слезина и Ф.Ф. Рау. Они предложили ей заниматься исследовательской работой в области устной речи. Инесса за эту работу, также как за всякую другую, взялась «со всем пылом и жаром»: обследовала детей, проводила эксперименты и главное – вела большую методическую работу с учителями. Довольно быстро ею был собран огромный экспериментальный материал для диссертации. И началась сложная работа по его систематизации, оформлению. У нее были прекрасные руководители, которым она была предана до конца их жизни. Они научили ее не только методикам работы над произношением, но и анализировать сам процесс звукопроизводства, становления интонационной структуры речи. А самое главное, уважать глухого ребенка, его труд. Следует отметить, что дети всегда с удовольствием занимались с Ф.Ф. Рау, его обаяние на них действовало так же, как на взрослых. Однажды, когда у учителя не получалось поставить звук «Р», ученик отодвинул его руку и сказал: «Рау зови». Все положенные с диссертацией трудности были преодолены. Инесса успешно защитилась и стала работать в секторе фонетики и акустики (теперь лаборатория педагогической коррекции нарушенной слуховой функции). Она вела большую методическую работу по формированию устной речи слабослышащих школьников: читала лекции, проводила семинары, разрабатывала (совместно с учителями) программы по обучению произношению и развитию слухового восприятия, а также для музыкально-ритмических занятий, писала статьи и методические пособия. Она всегда все успевала сдать вовремя, несмотря на большую занятость: семья, где было двое детей, старая очень больная мама, ответственная работа мужа-министра. На работе она всегда была занята делом, очень много консультировала учителей. Несмотря на такую занятость у Инессы всегда было время на своих друзей и на нас, ее товарищей по работе. К ней всегда можно было обратиться с какой-то личной просьбой, и если она могла тебе помочь, то помогала обязательно. Они с Леонидом Васильевичем любили собирать гостей. Бывать у них всегда было приятно: пели, веселились, танцевали. Любимый музыкальный инструмент Леонида Васильевича балалайка. Инесса ему аккомпанировала. На её 50-летнем юбилее Леонид Васильевич сказал: «Много лет назад для меня зажглась звезда, и она мне светит до сих пор».

Думаю, что и сейчас эта звезда согревает его душу.

Инесса была бескомпромиссным человеком. Для нее не существовало полутонов – либо белое, либо черное. И это, конечно, в какой-то степени осложняло ей жизнь. Но при этом она была очень преданным своим друзьям человеком. До конца жизни Н.Ф. Слезиной и Ф.Ф. Рау она заботилась о них, помогала, если они в чем-то нуждались.

И память об Инессе Георгиевне Багровой самая светлая, согревающая душу, поддерживающая веру, что хороших людей много, и их жизнь не прошла даром.


Е.П.Кузьмичева




Любимая Инесса

14 марта 2010 года ушла из жизни Инесса Георгиевна Багрова. Она родилась 5 июня 1931 года. В 1953 году окончила сурдоотделение дефектологического факультета МГПИ, и в дальнейшем вся ее жизнь была связана со служением делу помощи людям с нарушенным слухом.

В течение 20 лет она работала в школах для глухих детей, пройдя от начала до конца все педагогические ступеньки: воспитатель, учитель начальных классов, учитель русского языка в старших классах, учитель-дефектолог (инструктор) слухового кабинета. В педагогической работе ее отличали любовь к детям, преданность делу, высокая требовательность к себе, педагогам, ученикам.

30 лет жизни были отданы Институту дефектологии (ныне Институту коррекционной педагогики РАО): вначале в качестве педагога школы для глухих НИИД, а в последние 20 лет – старшего научного сотрудника. Связь с Институтом не оборвалась и после ее ухода на пенсию: во всех радостных и печальных, трудных и победных делах она всегда была вместе со своими коллегами.

Научные интересы Инессы Георгиевны на протяжении всей ее жизни связаны с формированием и развитием у глухих и слабослышащих устной речи. Инесса Георгиевна автор более 60 работ, среди которых монография «Развитие речевого слуха слабослышащих школьников», методические пособия и рекомендации, статьи, программы…

Под руководством любимых учителей Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной Инесса Георгиевна подготовила и защитила кандидатскую диссертацию. В дальнейшем научная судьба привела Инессу Георгиевну ко взрослым людям, лишенным слуха. Она впервые в отечественной сурдопедагогике разработала и внедрила в практику систему работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения в вечерней общеобразовательной школе.

С конца 70-х гг. основной акцент в научной деятельности Инессы Георгиевны был перенесен на школу для слабослышащих и позднооглохших детей. Ею были выявлены возможности детей в восприятии речи и неречевых звуков (в том числе и музыки), изучались закономерности восприятия слабослышащими на слух речи.

На основании результатов проведенных исследований была создана система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников, работающая в школах и сейчас.

Инесса Георгиевна Багрова совместно с практическими работниками подготовила программы: для индивидуальных и групповых занятий, для занятий в слуховом кабинете (совместно с Л.В.Назаровой и Е.Г. Байдаловой), для музыкально-ритмических занятий (совместно с Н.А.Туговой и А.С. Кагарлицкой).

Одно перечисление сделанного поражает своей объемностью. Это стало возможным благодаря организаторскому таланту Инессы Георгиевны и ее необыкновенной работоспособности. Она являлась образцом блестящего методиста, умеющего не только научить, но и увлечь за собой, заинтересовать решением проблемы практических работников от воспитателя до директора школы.

Инессу Георгиевну хорошо знали в самых отдаленных уголках страны и ближнего зарубежья, где она проводила многочисленные курсы, читала лекции, но главное вела огромную экспериментальную работу. Ее базовыми школами являлись школы Москвы, Московской области, Иванова, Владимира, Волгограда, Коврова, Екатеринбурга, Ростова – на-Дону, Ярославля, Молдовы (Бендеры), Литвы (Каунас), Белоруссии (Минск).

Все, кто работал с Инессой Георгиевной, знали ее как очень принципиального, подчас жесткого специалиста и в то же время как необыкновенно доброго, отзывчивого человека, который всегда подставит свое плечо в трудную минуту, никогда не отойдет в сторону.

Светлая память о замечательном педагоге и удивительном человеке навсегда сохранится в сердцах ее коллег, педагогов, учеников.


Э.В.Миронова, Н.Д.Шматко




Памяти Инессы Георгиевны Багровой...

Яркий, пронзительный взгляд, быстрые движения, обаятельная улыбка...

Неужели её больше нет с нами, и уже никогда не будет?

С Инессой Георгиевной мы познакомились и начали плотно работать в 1980 году – это было связано с началом работы над государственными программами по развитию слухового восприятия на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Инесса Георгиевна работала с учителями школ городов: Москвы, Ленинграда, Свердловска - но нам казалось, что нашу школу № 10 она выделяла особенно. Просто в одно время, в одном месте сошлись факторы, так необходимые для творчества: ее знания и бесценный опыт работы, желание этим опытом поделиться, желание научить всех нас – с одной стороны, и наша молодость, практический опыт работы 4-7 лет, сплоченность нашего центра слуховой работы (знакомы мы с института и таким составом центр работает с 1979 года) – с другой.

Общая работа была трудной, кропотливой, затратной по времени. Посещение уроков – беседы с учителями, внеклассные мероприятия – разговор с воспитателями, индивидуальные занятия – и длительные беседы с учителями индивидуальной работы.

Но если сейчас, по прошествии стольких лет, вспомнить это время и охарактеризовать его главным ключевым словом, то этим словом будет слово – «интересно»! По молодости лет и недостатку жизненного опыта мы просто не понимали, что в нашей педагогической жизни встреча с Инессой Георгиевной и работа с ней – это было самое значительной событие, хотя масштаб ее личности, человеческое обаяние и умение поделиться знаниями, оценили сразу.

В нашей школе она воспитала сурдопедагогов, которые смогли достойно делиться полученными от Инессы Георгиевны знаниями с учителями бывшего СССР (на базе нашей школы много лет проходили всесоюзные курсы повышения квалификации дефектологов).

Последний раз Инесса Георгиевна была на 30-летнем юбилее нашей школы. Это было не формальное, а заинтересованное присутствие близкого человека, специалиста самого высокого класса. Инесса Георгиевна с интересом смотрела на выступления детей и все время повторяла: «Речи мало, девочки, речи мало!».

Инесса Георгиевна учила слушать не только слабослышащих детей, она учила слышащих воспринимать боль и проблемы людей с нарушениями слуха, потому что все это делала сама.

Каждый урок, каждое занятие мы начинаем с фразы «Как ты слышишь?».

Мы слышим хорошо Вас, наша дорогая и любимая Инесса Георгиевна! 
Мы помним Вас!

Педагоги 10-й школы.



Слова благодарности …

Не стало замечательного человека – Инессы Георгиевны Багровой. Прошёл год. В эти дни многие будут вспоминать о её профессиональных и человеческих достоинствах. И я могла бы долго рассказывать об Инессе Георгиевне, как о выдающемся профессионале. Но, думаю, об этом лучше напишут её ученики, воспитанники, последователи… А я хотела бы вспомнить о том неоценимом человеческом участии, которое привнесла Инесса Георгиевна в мою жизнь, в жизнь тогда ещё юной девушки, недавней выпускницы нашего дорогого МГПИ им. В.И.Ленина.

Я пришла работать в НИИ Дефектологии в 1969 году. Мне было в ту пору 24 года. Сказочное время, счастливое! Институт бурлил с раннего утра и до позднего вечера. А какие имена, какие люди! Только теперь начинаешь осознавать, как нам, молодым, ещё многого не знающим, только стоящим в начале пути неимоверно повезло. Ещё бы! Сам Фёдор Фёдорович Рау был руководителем нашей лаборатории. Тёплая, дружеская атмосфера, царящая в ней, не забудется никогда.

Позже в нашу счастливую семью единомышленников влилась Инесса Георгиевна. Запомнилась она мне весёлой, энергичной, радостной, с каким-то задорным огоньком. Была она отзывчивым, душевным человеком. Если в секторе отмечался чей-то юбилей и готовился музыкальный капустник, то Инесса Георгиевна всегда оказывалась его самым непосредственным и активным участником. Благодаря этому репетиции проходили весело, озорно и шумно. Казалось, что мы не репетируем, а шалим, как дети. И главным заводилой, главным источником смеха и чудесного настроения была она.

Однажды вечером я засиделась на работе. Войдя в кабинет научных сотрудников, увидела там одну Инессу Георгиевну. Она поинтересовалась, почему я до сих пор не ушла? Я ответила, что готовлюсь к открытому занятию, на котором будет присутствовать сама Нина Ивановна Линникова, завуч школы-клиники! А мой научный руководитель Елена Петровна Кузьмичёва в это время была в командировке. И мне не с кем было посоветоваться, обсудить план открытого занятия. Я посетовала на то, что ещё очень мало умею и совершенно не уверена в собственных силах. С теплом и пониманием отнеслась ко мне Инесса Георгиевна. Она внимательно просмотрела конспект занятия, попросила подробно рассказать, что я намереваюсь делать. В конце она дала мне несколько необычайно ценных советов, подбодрила своей улыбкой, лучистым взглядом, похвалила, и я сразу почувствовала уверенность, что у меня всё непременно получится! Каким важным бывает для молодого сотрудника вот такая человеческая и профессиональная помощь от старших, более опытных коллег!

А ещё однажды... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда всех врачей, все лекарства способна заменить во время оказанная дружеская поддержка. Так было и в моей жизни. Я серьёзно заболела. Предстояла сложная операция. На полгода мне пришлось оставить работу. В этот трудный для нашей семьи период все заботы и тяготы доставались моей уже немолодой маме. Помогали все. Друзья, коллеги, соседи. Мне звонили, навещали. Но почему-то именно Инесса Георгиевна чаще остальных бывала у нас. Просто забегала мимоходом. Предлагала свою помощь. Подбадривала мою маму и сына. А иногда подсаживалась поближе ко мне и рассказывала о текущей жизни лаборатории так забавно, с таким добрым, зажигательным юмором, что я ненароком начинала хохотать вместе с ней и забывала обо всех недугах.

Когда пришло время операции, именно Инесса Георгиевна отвела меня в клинику. По дороге она успокаивала, что будет забегать к моим близким и помогать им, в чём бы они ни нуждались. И я знала: раз об этом говорит Инесса Георгиевна, значит, так оно и будет!

Я скорблю вместе со всеми об уходе Инессы Георгиевны Багровой. И надеюсь, что оттуда – из лучших, светлых миров – она чувствует сейчас мою любовь.

О милых спутниках, которые сей свет.

Своим присутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: «Их нет...»,

Но с благодарностию: «Были!..».


Л.В. Пелипенко.



Работает на Amiro CMS - Free