Багрова Инесса Георгиевна. Воспоминания

Воспоминания
Режим чтения


Вспоминая Инессу Георгиевну Багрову…

1951-ый год. Концерт, посвященный первокурсникам в МГПИ им. В.И. Ленина в главном корпусе института на Малой Пироговской. На сцене худенькая, стройная, красивая девушка – Инесса Артемьева исполняет что-то из классики на пианино. Затем хор студентов дефектологического факультета. Руководит хором опять Инесса. Это мое первое знакомство с ней. В институте она была очень активной студенткой, отличницей, часто выступала на собраниях, всегда боролась за правду.

Затем спустя несколько лет я была на семинаре для учителей глухих детей в Волгограде. Уроки в первом классе показывала Инесса Георгиевна – теперь уже Багрова. Уроки были интересные, сама Инесса привлекала к себе открытостью, стремлением что-то узнать еще, отстаиванием своих позиций. Здесь мы с ней познакомились поближе. И еще спустя какое-то время Инесса переехала в Москву, куда перевели ее мужа – Л.В. Багрова.

Очень хорошо запомнила нашу с ней первую встречу, когда я увидела двух очень красивых молодых людей: Инессу и Леонида Васильевича в морской форме. Инесса стала работать в школе глухих Института Дефектологии в слуховом кабинете. Я в это время поступила в аспирантуру и слуховой кабинет отдала Инессе. Помню, с какой дотошностью она принимала у меня оборудование и особенно знакомилась с методиками работы: ходила на занятия, изучала мои конспекты, потом задавала массу вопросов. Она считала, что у меня нет никаких дел, кроме того, как передавать ей слуховой кабинет. Ради справедливости следует сказать, что я была очень рада, когда эта работа закончилась.

А в школе началось повальное увлечение музыкой. Все хотели «петь» песни, танцевать. Дети до звонка выстраивались около слухового кабинета. Инесса принесла в школу гитару и учила ребят играть на ней, учила играть и на пианино. И все это в школе глухих! Организовала школьный хор, готовила солистов. А учительские вечера! Если даже не хочешь петь, то у Инессы запоешь. Ее «диктат» тут был непререкаем. Зато всегда было интересно, весело, смешно. Это одна сторона ее рабочей жизни. А была и вторая.

С первых дней работы в школе глухих Института на нее обратили внимание Н.Ф. Слезина и Ф.Ф. Рау. Они предложили ей заниматься исследовательской работой в области устной речи. Инесса за эту работу, также как за всякую другую, взялась «со всем пылом и жаром»: обследовала детей, проводила эксперименты и главное – вела большую методическую работу с учителями. Довольно быстро ею был собран огромный экспериментальный материал для диссертации. И началась сложная работа по его систематизации, оформлению. У нее были прекрасные руководители, которым она была предана до конца их жизни. Они научили ее не только методикам работы над произношением, но и анализировать сам процесс звукопроизводства, становления интонационной структуры речи. А самое главное, уважать глухого ребенка, его труд. Следует отметить, что дети всегда с удовольствием занимались с Ф.Ф. Рау, его обаяние на них действовало так же, как на взрослых. Однажды, когда у учителя не получалось поставить звук «Р», ученик отодвинул его руку и сказал: «Рау зови». Все положенные с диссертацией трудности были преодолены.

Инесса успешно защитилась и стала работать в секторе фонетики и акустики (теперь лаборатория педагогической коррекции нарушенной слуховой функции). Она вела большую методическую работу по формированию устной речи слабослышащих школьников: читала лекции, проводила семинары, разрабатывала (совместно с учителями) программы по обучению произношению и развитию слухового восприятия, а также для музыкально-ритмических занятий, писала статьи и методические пособия. Она всегда все успевала сдать вовремя, несмотря на большую занятость: семья, где было двое детей, старая очень больная мама, ответственная работа мужа-министра. На работе она всегда была занята делом, очень много консультировала учителей. Несмотря на такую занятость у Инессы всегда было время на своих друзей и на нас, ее товарищей по работе. К ней всегда можно было обратиться с какой-то личной просьбой, и если она могла тебе помочь, то помогала обязательно. Они с Леонидом Васильевичем любили собирать гостей. Бывать у них всегда было приятно: пели, веселились, танцевали. Любимый музыкальный инструмент Леонида Васильевича балалайка. Инесса ему аккомпанировала. На её 50-летнем юбилее Леонид Васильевич сказал: «Много лет назад для меня зажглась звезда, и она мне светит до сих пор».

Думаю, что и сейчас эта звезда согревает его душу.

Инесса была бескомпромиссным человеком. Для нее не существовало полутонов – либо белое, либо черное. И это, конечно, в какой-то степени осложняло ей жизнь. Но при этом она была очень преданным своим друзьям человеком. До конца жизни Н.Ф. Слезиной и Ф.Ф. Рау она заботилась о них, помогала, если они в чем-то нуждались.

И память об Инессе Георгиевне Багровой самая светлая, согревающая душу, поддерживающая веру, что хороших людей много, и их жизнь не прошла даром.

Е.П. Кузьмичева

Любимая Инесса

14 марта 2010 года ушла из жизни Инесса Георгиевна Багрова. Она родилась 5 июня 1931 года. В 1953 году окончила сурдоотделение дефектологического факультета МГПИ, и в дальнейшем вся ее жизнь была связана со служением делу помощи людям с нарушенным слухом.

В течение 20 лет она работала в школах для глухих детей, пройдя от начала до конца все педагогические ступеньки: воспитатель, учитель начальных классов, учитель русского языка в старших классах, учитель-дефектолог (инструктор) слухового кабинета. В педагогической работе ее отличали любовь к детям, преданность делу, высокая требовательность к себе, педагогам, ученикам.

30 лет жизни были отданы Институту дефектологии (ныне Институту коррекционной педагогики РАО): вначале в качестве педагога школы для глухих НИИД, а в последние 20 лет – старшего научного сотрудника. Связь с Институтом не оборвалась и после ее ухода на пенсию: во всех радостных и печальных, трудных и победных делах она всегда была вместе со своими коллегами.

Научные интересы Инессы Георгиевны на протяжении всей ее жизни связаны с формированием и развитием у глухих и слабослышащих устной речи. Инесса Георгиевна автор более 60 работ, среди которых монография «Развитие речевого слуха слабослышащих школьников», методические пособия и рекомендации, статьи, программы…

Под руководством любимых учителей Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной Инесса Георгиевна подготовила и защитила кандидатскую диссертацию. В дальнейшем научная судьба привела Инессу Георгиевну ко взрослым людям, лишенным слуха. Она впервые в отечественной сурдопедагогике разработала и внедрила в практику систему работы по развитию слухового восприятия и коррекции произношения в вечерней общеобразовательной школе.

С конца 70-х гг. основной акцент в научной деятельности Инессы Георгиевны был перенесен на школу для слабослышащих и позднооглохших детей. Ею были выявлены возможности детей в восприятии речи и неречевых звуков (в том числе и музыки), изучались закономерности восприятия слабослышащими на слух речи.

На основании результатов проведенных исследований была создана система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников, работающая в школах и сейчас.

Инесса Георгиевна Багрова совместно с практическими работниками подготовила программы: для индивидуальных и групповых занятий, для занятий в слуховом кабинете (совместно с Л.В. Назаровой и Е.Г. Байдаловой), для музыкально-ритмических занятий (совместно с Н.А. Туговой и А.С. Кагарлицкой).

Одно перечисление сделанного поражает своей объемностью. Это стало возможным благодаря организаторскому таланту Инессы Георгиевны и ее необыкновенной работоспособности. Она являлась образцом блестящего методиста, умеющего не только научить, но и увлечь за собой, заинтересовать решением проблемы практических работников от воспитателя до директора школы.

Инессу Георгиевну хорошо знали в самых отдаленных уголках страны и ближнего зарубежья, где она проводила многочисленные курсы, читала лекции, но главное – вела огромную экспериментальную работу. Ее базовыми школами являлись школы Москвы, Московской области, Иванова, Владимира, Волгограда, Коврова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Ярославля, Молдовы (Бендеры), Литвы (Каунас), Белоруссии (Минск).

Все, кто работал с Инессой Георгиевной, знали ее как очень принципиального, подчас жесткого специалиста и в то же время как необыкновенно доброго, отзывчивого человека, который всегда подставит свое плечо в трудную минуту, никогда не отойдет в сторону.

Светлая память о замечательном педагоге и удивительном человеке навсегда сохранится в сердцах ее коллег, педагогов, учеников.

Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко

Памяти Инессы Георгиевны Багровой...

Яркий, пронзительный взгляд, быстрые движения, обаятельная улыбка...

Неужели её больше нет с нами, и уже никогда не будет?

С Инессой Георгиевной мы познакомились и начали плотно работать в 1980 году – это было связано с началом работы над государственными программами по развитию слухового восприятия на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Инесса Георгиевна работала с учителями школ городов: Москвы, Ленинграда, Свердловска – но нам казалось, что нашу школу № 10 она выделяла особенно. Просто в одно время, в одном месте сошлись факторы, так необходимые для творчества: ее знания и бесценный опыт работы, желание этим опытом поделиться, желание научить всех нас – с одной стороны, и наша молодость, практический опыт работы 4-7 лет, сплоченность нашего центра слуховой работы (знакомы мы с института и таким составом центр работает с 1979 года) – с другой.

Общая работа была трудной, кропотливой, затратной по времени. Посещение уроков – беседы с учителями, внеклассные мероприятия – разговор с воспитателями, индивидуальные занятия – и длительные беседы с учителями индивидуальной работы.

Но если сейчас, по прошествии стольких лет, вспомнить это время и охарактеризовать его главным ключевым словом, то этим словом будет слово – «интересно»! По молодости лет и недостатку жизненного опыта мы просто не понимали, что в нашей педагогической жизни встреча с Инессой Георгиевной и работа с ней – это было самое значительной событие, хотя масштаб ее личности, человеческое обаяние и умение поделиться знаниями, оценили сразу.

В нашей школе она воспитала сурдопедагогов, которые смогли достойно делиться полученными от Инессы Георгиевны знаниями с учителями бывшего СССР (на базе нашей школы много лет проходили всесоюзные курсы повышения квалификации дефектологов).

Последний раз Инесса Георгиевна была на 30-летнем юбилее нашей школы. Это было не формальное, а заинтересованное присутствие близкого человека, специалиста самого высокого класса. Инесса Георгиевна с интересом смотрела на выступления детей и все время повторяла: «Речи мало, девочки, речи мало!».

Инесса Георгиевна учила слушать не только слабослышащих детей, она учила слышащих воспринимать боль и проблемы людей с нарушениями слуха, потому что все это делала сама.

Каждый урок, каждое занятие мы начинаем с фразы «Как ты слышишь?».

Мы слышим хорошо Вас, наша дорогая и любимая Инесса Георгиевна!
Мы помним Вас!

Педагоги 10-й школы

Слова благодарности...

Не стало замечательного человека – Инессы Георгиевны Багровой. Прошёл год. В эти дни многие будут вспоминать о её профессиональных и человеческих достоинствах. И я могла бы долго рассказывать об Инессе Георгиевне, как о выдающемся профессионале. Но, думаю, об этом лучше напишут её ученики, воспитанники, последователи… А я хотела бы вспомнить о том неоценимом человеческом участии, которое привнесла Инесса Георгиевна в мою жизнь, в жизнь тогда ещё юной девушки, недавней выпускницы нашего дорогого МГПИ им. В.И. Ленина.

Я пришла работать в НИИ Дефектологии в 1969 году. Мне было в ту пору 24 года. Сказочное время, счастливое! Институт бурлил с раннего утра и до позднего вечера. А какие имена, какие люди! Только теперь начинаешь осознавать, как нам, молодым, ещё многого не знающим, только стоящим в начале пути, неимоверно повезло. Ещё бы! Сам Фёдор Фёдорович Рау был руководителем нашей лаборатории. Тёплая, дружеская атмосфера, царящая в ней, не забудется никогда.

Позже в нашу счастливую семью единомышленников влилась Инесса Георгиевна. Запомнилась она мне весёлой, энергичной, радостной, с каким-то задорным огоньком. Была она отзывчивым, душевным человеком. Если в секторе отмечался чей-то юбилей и готовился музыкальный капустник, то Инесса Георгиевна всегда оказывалась его самым непосредственным и активным участником. Благодаря этому репетиции проходили весело, озорно и шумно. Казалось, что мы не репетируем, а шалим, как дети. И главным заводилой, главным источником смеха и чудесного настроения была она.

Однажды вечером я засиделась на работе. Войдя в кабинет научных сотрудников, увидела там одну Инессу Георгиевну. Она поинтересовалась, почему я до сих пор не ушла? Я ответила, что готовлюсь к открытому занятию, на котором будет присутствовать сама Нина Ивановна Линникова, завуч школы-клиники! А мой научный руководитель Елена Петровна Кузьмичёва в это время была в командировке. И мне не с кем было посоветоваться, обсудить план открытого занятия. Я посетовала на то, что ещё очень мало умею и совершенно не уверена в собственных силах. С теплом и пониманием отнеслась ко мне Инесса Георгиевна. Она внимательно просмотрела конспект занятия, попросила подробно рассказать, что я намереваюсь делать. В конце она дала мне несколько необычайно ценных советов, подбодрила своей улыбкой, лучистым взглядом, похвалила, и я сразу почувствовала уверенность, что у меня всё непременно получится! Каким важным бывает для молодого сотрудника вот такая человеческая и профессиональная помощь от старших, более опытных коллег!

А ещё однажды... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда всех врачей, все лекарства способна заменить во время оказанная дружеская поддержка. Так было и в моей жизни. Я серьёзно заболела. Предстояла сложная операция. На полгода мне пришлось оставить работу. В этот трудный для нашей семьи период все заботы и тяготы доставались моей уже немолодой маме. Помогали все. Друзья, коллеги, соседи. Мне звонили, навещали. Но почему-то именно Инесса Георгиевна чаще остальных бывала у нас. Просто забегала мимоходом. Предлагала свою помощь. Подбадривала мою маму и сына. А иногда подсаживалась поближе ко мне и рассказывала о текущей жизни лаборатории так забавно, с таким добрым, зажигательным юмором, что я ненароком начинала хохотать вместе с ней и забывала обо всех недугах.

Когда пришло время операции, именно Инесса Георгиевна отвела меня в клинику. По дороге она успокаивала, что будет забегать к моим близким и помогать им, в чём бы они ни нуждались. И я знала: раз об этом говорит Инесса Георгиевна, значит, так оно и будет!

Я скорблю вместе со всеми об уходе Инессы Георгиевны Багровой. И надеюсь, что оттуда – из лучших, светлых миров – она чувствует сейчас мою любовь.

О милых спутниках, которые сей свет.
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: «Их нет...»,
Но с благодарностию: «Были!..».

Л.В. Пелипенко

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/