Боскис Рахиль Марковна. Биография (1902 - 1976)

Боскис Рахиль Марковна
Режим чтения


Рахиль Марковна Боскис

Рахиль Марковна Боскис родилась на Украине в г. Бердичеве в 1902 г. Свою трудовую деятельность Р.М. Боскис начала в 1920 г. в качестве учителя Киевской школы для глухих детей. В 1926 г. P.M. Боскис заканчивает медицинский институт, совмещая работу в школе глухих с учебой. Сочетание профессий педагога и врача, природный талант, несомненно, явились предпосылками для формирования P.M. Боскис как дефектолога с широким кругом интересов.

Первые шаги Р.М. Боскис на поприще науки относятся к 1923 г. (врачебно-педагогический кабинет при Киевском отделе народного образования). Последующая работа в методической секции по вопросам обучения и воспитания глухих детей и в Киевском психо-неврологическом институте явились очередными вехами на пути в большую науку. В 1931 г. P.M. Боскис становится научным сотрудником экспериментально-дефектологического института в Москве, преобразованного в дальнейшем в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук.

В эти годы Р.М. Боскис начинает углубленное исследование речи и мышления глухих, разрабатывает оригинальную программу курса психологии глухого ребенка, читает лекции в педагогическом институте для студентов дефектологов.

Р.М. Боскис - разрабатывает научно-обоснованные принципы формирования словесной речи у детей с недостатками слуха.

Научные труды Р.М. Боскис явились ценным вкладом в дефектологическую науку и практику того времени, выдвинули ее в ряды ведущих деятелей специальной педагогики.

В годы Великой Отечественный войны P.M. Боскис занимается восстановлением речи у раненных и контуженных воинов.

Основные творческие идеи Р.М. Боскис нашли свое отражение в монографии "Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей" (М., 1953). Ей принадлежит свыше ста печатных работ по различным вопросам специальной педагогики и психологии. Научная деятельность Р.М. Боскис получала широкое признание, она была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук, а ее труды неоднократно отмечались премиями Академии. Особое место среди них занимает капитальный труд "Глухие и слабослышащие дети" (М., 1963).

Сочетание педагогической, психологической и медицинской подготовки позволяло P.M. Боскис глубоко проникать в структуру нарушений психического развития, выявлять закономерности и специфические особенности развития глухих и слабослышащих детей и находить эффективные пути коррекционной работы и развивающего обучения.

Теоретическая разработка проблем развития детей с нарушениями слуха и речи сочеталась с научно-организационной деятельностью P.M. Боскис, направленной на практическое применение создаваемых ею методов обучения и воспитания слабослышащих детей в специальной школе.

Исследования Р.М. Боскис позволили создать психолого-педагогическую классификацию, положенную в основу дифференцированного обучения детей с недостатками слуха.

Вклад P.M. Боскис в специальную психологию и коррекционную педагогику не ограничивается областью обучения детей с недостатками слуха. Ею разработан целый ряд общих проблем дефектологии.

Большой опыт практической работы в специальной школе, педагогическая деятельность по подготовке кадров учителей-дефектологов, научных кадров, обогащение педагогической практики качественно новыми подходами к обучению - таков диапазон работы ученого-дефектолога, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии педагогических наук Pахиль Mарковны Боскис.

/ Д-р пед. наук. Зикеев А.Г,







/ Д-р псих. наук. Тигранова Л.И.

Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, корп.1
e-mail: muzey@ikprao.ru