Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Чиркина Галина Васильевна (1935 - 2013)



 Чиркина Галина Васильевна





Галина Васильевна родилась и училась в Москве. После окончания в 1958 году отделения сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина была зачислена на должность педагога – воспитателя сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Дзержинского.

С 1959 года Галина Васильевна работала логопедом в экспериментальной школе памяти Ленина, затем была принята в экспериментальную школу НИИДа и начала вести активную научную деятельность в Институте дефектологии АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной, чьей ученицей и последователем она по праву себя считала.

В 1967 году Галина Васильевна успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме нарушений письменной речи у детей с артикуляционными расстройствами.

В 1968 году вышла монография Г.В. Чиркиной «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата», которая и сегодня является фундаментальным исследованием.

В 70-80-ые годы Галина Васильевна занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ею написаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и дошкольных образовательных учреждений, несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором профессор Г.В. Чиркина являлась научным редактором и автором ряда глав.

В 1987 году на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной была защищена докторская диссертация, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования обобщены и изложены в учебнике «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века».

Более чем полувековая история ее жизни и научной деятельности была связана с Институтом коррекционной педагогики РАО (ранее НИИ Дефектологии ЛИН СССР), в стенах которого она прошла непростой путь от педагога школы-клиники до профессора, доктора педагогических наук, в течение многих лет руководившего лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи. На протяжении всего этого времени круг интересов и сфера исследовательской работы Г.В. Чиркиной постоянно расширялись. При этом неизменными оставались выбор остроактуальных направлений исследования, строгость и ясность методологического подхода к их разработке, интерес к междисциплинарным проблемам и насущным задачам педагогической практики. Особое внимание она неизменно уделяла малоисследованным и наиболее дискуссионным научным аспектам логопедии.

Галина Васильевна была эрудированным человеком во многих областях логопедии и смежных наук, глубоким исследователем, владеющим иностранными языками, знающим искусство и литературу, делившимся этим бесценным даром со своими учениками.

Многие годы Г.В. Чиркина передавала свой огромный профессиональный опыт студентам, являясь профессором МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова.
Студенты, логопеды – практики знают Галину Васильевну Чиркину по ее более 110 опубликованным работам, помнят и ценят её прекрасные лекции и практические занятия. Она создала научную школу.
Г.В.Чиркина являлась председателем диссертационного совета ИКП РАО, Председателем Российской Ассоциации дислексии.
Ее труд был по достоинству оценен, она награждена медалью Ушинского, памятной медалью 850-летия Москвы и медалью «Профессионал России».

Галина Васильевна оставила богатое наследие в виде значительного количества серьезных научных трудов, востребованных не только отечественными, но и зарубежными учеными, преподавателями и студентами вузов и, конечно же, логопедами-практиками. Ею создана особая научная школа, в которой взрощено не одно поколение ученых, и большинство из них успешно продолжают развивать и воплощать идеи Учителя.

Уход Галины Васильевны из жизни тяжелая, невосполнимая утрата не только для мира отечественной дефектологии, но и для мира многих людей, окружавших, знавших и любивших её. Будучи человеком широко образованным, обладавшим блестящим аналитическим умом, тонкой наблюдательностью, житейской мудростью и терпимостью, взвешенным, независимым и ироничным восприятием реальности, она была для окружающих и эталоном профессионального мастера и надежным товарищем, и деликатным критиком, и прекрасным собеседником, владевшим редкой культурой человеческого общения.

Светлая и благодарная память о Галине Васильевне Чиркиной навсегда сохранится в сердцах ее друзей, коллег и учеников.

При подготовке раздела были использованы материалы журналов Дефектология (2013, №6) и Логопедия (2010, №2(28))

Автобиография Галины Васильевны Чиркиной

Автобиография Г.В. Чиркиной

Диссертации, защищенный под руководством Г.В. Чиркиной

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1995 
  2. Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания. М., 1989 
  3. Вятлева Ю.Е. Комплексный анализ учебной и речевой деятельности учащихся младших классов школы 5 вида М., 2004 
  4. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи) М., 1990 
  5. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения М., 2003 
  6. Захаров А.Ю. Развитие речи на уроках трудового обучения (в 4-5 классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи) М., 1989 
  7. Игнатьева С.А. Использование игр в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (игры с правилами) М., 1989 
  8. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами М., 2000 
  9. Касимова Э.Г. Формирование произношения у башкирских детей 6-8 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием М., 2003 
  10. Китик Е.Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел «Дислалия») М., 2006 
  11. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста М., 2003 
  12. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи М., 2007 
  13. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи М., 2007 
  14. Муминова Л.Р. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста (на материале узбекского языка) Ташкент, 1992 
  15. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов М., 1998 
  16. Оскольская Н.А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста на основе моделирования коррекционно-развивающего процесса М., 2002 
  17. Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи. М., 1999 
  18. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования М., 2009 
  19. Савка Л.И. Коррекция фонематического недоразвития у учащихся начальной школы (с молдавским языком обучения) М., 1989 
  20. Сиротюк М.В. «Взаимосвязь состояния соматического здоровья школьников, проживающих на территории радиационного загрязнения, с нарушением устной и письменной речи» М., 2004 
  21. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни М., 1998 
  22. Соломатина Г.Н. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба М., 2003 
  23. Тарасун В.В. Повышение качества усвоения родного языка учащимися с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата (на материале мл. классов) М., 1984 
  24. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи М., 2009 
  25. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи М., 2005 
  26. Фалько С.Н. Основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 2003 
  27. Черкасова Е.Л. Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции М., 2001 
  28. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста М., 2007 
  29. Щербак С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами М., 2011
Работает на Amiro CMS - Free