Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Чулков Валерий Николаевич (1939 - 1997)



Валерий Николаевич родился 9 сентября 1939 года в Москве. Рано оставшись сиротой (в 3 года умерла мать, а в шесть – отец), он успешно учился в школе и увлеченно занимался психологией, которую там преподавала будущий известный дефектолог Александра Петровна Гозова. Поступление в МВТУ им. Баумана (после окончания средней школы с медалью) не смогло заслонить его интерес к психологии и стремление помочь глухим детям. Проучившись до третьего курса в одном из лучших технических вузов страны, Валерий Николаевич, продолжая испытывать большой интерес к делу обучения глухих, поступает на отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина.

После окончания педагогического института в 1964 г. и получения диплома с отличием он был направлен на работу в Московскую область, где и проработал три года: сначала логопедом в Шаховской вспомогательной школе, а затем преподавателем русского языка и математики в Талдомской школе для глухих детей. Затем некоторое время работал учителем 101-й школы-интерната для глухих детей в Москве.

В 1968 г. Валерий Николаевич пришел на работу в НИИ дефектологии АПН СССР, где занимался научной работой до конца своей жизни. Начав исследовательскую работу в лаборатории общего и профессионального образования взрослых глухих и проработав в ней 12 лет, он вырос в эрудированного специалиста в области психологических наук.

В 1971 г. им была защищена кандидатская диссертация на тему: «Пространственное мышление глухих учащихся при чтении чертежей», написан ряд статей и разработаны учебные программы, методические рекомендации и пособия, направленные на повышение эффективности обучения математике, черчению и профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха.

Валерий Николаевич многие годы преподавал сурдопсихологию на дефектологическом факультете Московского государственного заочного педагогического института, ныне Московского государственного открытого педагогического университета. Для многих сурдопедагогов, закончивших этот вуз, остались в памяти его увлекательные лекции и семинары, пронизанные знанием глухих детей, интересом к их личности, их языку.

С 1981 по 1996 гг. Валерий Николаевич возглавлял лабораторию изучения и воспитания слепоглухих детей, с 1992 г., ставшую лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта. Под его руководством создавались современные программы обучения слепоглухих детей, которые с успехом используются в практике обучения слабовидящих глухих и слепоглухих детей. Именно Валерий Николаевич стал инициатором разработки нового направления в обучении детей со сложными сенсорными нарушениями – социально-бытовой ориентации. Под его руководством многие годы велась научно-практическая работа в Загорском (Сергиево-Посадском) детском доме для слепоглухих детей и в экспериментальной группе слепоглухих детей в Москве.

В.Н. Чулков подготовил ряд диссертантов в области психологии и педагогики слепоглухих детей, которые в настоящее время являются ведущими специалистами в этой области. Им опубликовано более 40 научных работ, ряд научных статей (как в нашей стране, так и за рубежом), а также 3 методических пособия.

В течение многих лет Валерий Николаевич представлял Россию в исполнительном комитете Международной ассоциации по обучению слепоглухих и сделал очень много для развития международного обмена опытом в сфере этой сложнейшей категории инвалидов, а также для международного признания достижений отечественной тифлосурдопедагогики. Его личное обаяние, умение общаться на немецком, английском и французском языках снискали ему любовь и уважение коллег из разных стран.

Канд. психол. наук Т.А. Басилова
Работает на Amiro CMS - Free