Гозова Александра Петровна. Биография (1923 - 1994)

Гозова Александра Петровна
Режим чтения


В биографии каждого человека наряду с традиционными всегда можно обозначить сугубо личностные, знаменательные именно для него даты. В этом плане, как правило, проявляется весьма показательная деталь: то, что выделяет каждый из нас в своей биографии, не обязательно может совпасть с видением стороннего лица. Объективность отборочно-оценочного критерия здесь весьма относительна.

Предваряя этим размышлением биографию Александры Петровны Гозовой, надеемся на снисходительное отношение к возможным несовпадениям и в выделении дат как таковых, и, тем более, в отнесении их к знаменательным...

Первая значимая веха в биографии Александры Петровны Гозовой связана с одним из старейших вузов Москвы – Педагогическим институтом им. Потемкина, институтом, отличавшимся особым укладом и настроенностью, присущим отечественной педагогической школе и российскому просветительству.

Преподаватель логики и психологии в средней школе, Александра Петровна, после окончания института начинает свою научную биографию успешной защитой в 1951 г. кандидатской диссертации в области психологии труда.

В 1955 г. Александра Петровна становится научным сотрудником Института дефектологии АПН РСФСР. Эта дата, как нам кажется, знаменательна не только изменением объекта деятельности ученого, но и его профессионального профиля. Дефектология без преувеличения относится к тем наукам, в сфере которых творческий потенциал ученого, и тем более психолога, может найти максимальную реализацию. Подтверждением этому может служить последующая деятельность Александры Петровны Гозовой.

Изучение проблемы распределения внимания у ткачих-многостаночниц, положившее начало исследованиям Александры Петровны в области психологии труда, нашло свое продолжение в разработке проблематики в области специальной психологии и педагогики: анализ трудовой деятельности глухих школьников в индивидуально-личностных проявлениях (специфика двигательных навыков, темпа деятельности, утомляемости) и их логически обусловленное соотнесение с особенностями усвоения знаний и навыков (понимание графических изображений, работа с технической документацией, контрольно-измерительными приборами), расширение объектов исследования как в возрастном плане (взрослые глухие), так и в плане включения других категорий детей с отклонениями в развитии (дети с интеллектуальными нарушениями). Естественным продолжением «трудовой» тематики служит разработка педагогических и психологических основ профессиональной ориентации и профессионального обучения глухих. В 1977 г. А.П. Гозова защищает докторскую диссертацию, которая составила впоследствии основу фундаментальной монографии «Психология трудового обучения глухих» (1979), удостоенной премии Академии педагогических наук СССР.

Не изменяя изначально избранному направлению, Александра Петровна расширяет его границы в самых различных точках приложения, в вариативном проникновении в смежные научные сферы и области, подчас и в такие их сочетания, которые на первый взгляд могут показаться почти несовместимыми.

Характеристика отдельных сторон учебно-познавательной деятельности (овладение математическими знаниями и понятиями, решение практических задач на соотнесение части и целого, усвоение обобщающих и относительных понятий в условиях предметно-практического обучения) позволяет Александре Петровне подойти к обобщенной подаче специфических черт психологии глухого школьника, касающихся речи и мышления, внимания, восприятия зрительного и осязательного, пространственных представлений, формирования понятий.

Не менее показательны для облика настоящего исследователя, в активе которого более 150 научных трудов, такие стороны деятельности, которые, на первый взгляд, выходят за пределы непосредственных творческих интересов, но, на самом деле, служат их укреплению и совершенствованию. Александра Петровна – неизменный активный участник международных научных конгрессов и симпозиумов по психологии и дефектологии, эрудированный и уважаемый лектор, блестящий научный редактор и составитель коллективных монографических изданий, сборников научных трудов, и, в частности, сборника «Специальная школа», проложившего пути к созданию научно-методического журнала «Дефектология».

Особого внимания заслуживает деятельность А.П. Гозовой по подготовке кадров высшей научной квалификации, давшей путевку в жизнь 26 кандидатам наук в области специальной психологии и педагогики.

Избрание А.П. Гозовой членом-корреспондентом Российской академии образования – признание ее творческого, созидательного вклада в развитие дефектологической науки, которой она посвятила свою жизнь.

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/