Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Лебединская Клара Самойловна (1925 - 1993)



 Лебединская Клара Самойловна






К.С. Лебединская, выдающийся ученый, замечательный детский психиатр и педагог, ближайшая ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой родилась в 1925 году в Харькове, но уже в 1926 ее семья переехала в Москву. На долю Клары Самойловны в полной мере выпали тяготы ее поколения. В 41 году она заканчивает 9 классов школы и, с началом Великой Отечественной войны, в эвакуации, потеряв отца, начинает работать на авиационном заводе контролером, а потом мастером отдела технического контроля. За работу на оборонном заводе в 1945 г. она награждена медалью «За победу над фашистской Германией». 

После окончания войны Клара Самойловна сдает экстерном экзамены за десятилетку и в 1946 году поступает в 1-ый Московский Медицинский Институт, заканчивает его в 1952 году по специальности «лечебное дело» и три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице. С 1955 по 1957 год она обучается в клинической ординатуре Московского Научно-исследовательского института психиатрии МЗ РСФСР на кафедре психозов детского возраста, а потом работает старшим детским психоневрологом районного психоневрологического диспансера. 

С 1958 года начинается ее активная и многообразная научная деятельность. Первый цикл ее работ и завершившая их кандидатская диссертация положили начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания», которая и сегодня относится к наиболее читаемой и цитируемой. В это же время она проявляет себя как талантливый педагог, ее студенты в Центральном Институте усовершенствования врачей, где она работает с 1961 по 1973 год, надолго сохранили впечатление от ее блестящих лекций. 

С 1973 года Клара Самойловна возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Она ведет консультативные приемы, клинико-психологические разборы, руководит многими научными работами. Ее собственные научные интересы сосредоточены в это время на изучении патологии в развитии эмоциональной сферы детей и подростков, страдающих олигофренией и психопатологии задержки психического развития. Она изучает клинико-психологическую структуру этих нарушений, описывает различные варианты патологии подростковых кризов, разрабатывает новые принципы классификации и медикаментозной терапии, критерии дифференциальной диагностики. 
В конце 70-х - начале 80-х годов Клара Самойловна все более сосредотачивается на проблеме детского аутизма. В 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой аномалии развития, подходы к ее коррекции. Публикуются научные статьи, методические разработки, монографии, привлекшие внимание к проблеме детского аутизма и научных кругов и широкой общественности. Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991г.). 

В последние годы Клара Самойловна подошла к новому пониманию принципов взаимодействия психолога и врача, соотношения психолого-педагогических воздействий и психофармакотерапии в процессе коррекции аномалий психического развития. Учет возрастных особенностей, выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований позволил поставить задачи разработки принципов медикаментозной терапии, позволяющей более избирательно воздействовать на симптоматику, максимально поддерживая возможности развития ребенка. 

Огромную научную работу (написаны 4 монографии, 10 методических руководств, свыше 100 статей и тезисов) Клара Самойловна успешно сочетала с педагогической и организаторской деятельностью. На протяжении 12 лет ее работы на кафедре Центрального Института усовершенствования врачей сотням врачей посчастливилось быть слушателями ее блестящих лекций, не прекращалась ее педагогическая деятельность и в последующем. Она воспитала столько учеников, что можно с полным правом говорить о научной школе К.С. Лебединской. 

За 20 лет работы в НИИ Дефектологии она возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей, экспериментальную группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями. Причем в двух последних случаях Клара Самойловна была не только руководителем, но и создателем, терпеливым и заботливым воспитателем научного коллектива. Глубокий ум, исключительная научная честность, стремление разрабатывать проблему, не обходя острые углы, создавали для всех, работавших с ней, атмосферу требовательности к себе. В то же время, как истинно талантливый человек Клара Самойловна умела радоваться успехам других, ободрять, помогать, рядом с ней все становились более способными. 

Неся на себе весь этот груз научной, организаторской, педагогической деятельности, Клара Самойловна никогда не прекращала практическую работу, консультирование и лечение детей. Ее чуткость и внимание к своим пациентам и их родителям были беспримерны, за что и те, и другие платили ей признательностью, преданностью и любовью. 

Клара Самойловна умерла 9 апреля 1993 года после тяжелой болезни, которая настигла ее неожиданно, полной сил и творческих замыслов. Еще не прошло года, как она блестяще защитила докторскую диссертацию «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема», она создавала новую лабораторию, только что вернулась из длительной командировки в США, где ее работу ценили, и где она нашла настоящих друзей. Эта потеря до сих пор свежа и невосполнима для ее пациентов, учеников, близких и, конечно, для развития детской психиатрии и специальной психологии.


  Д-р психол. н. Никольская О.C.
  Д-р психол. н. Баенская Е.Р.
  к. психол. н. Либлинг М.М.




Работает на Amiro CMS - Free