Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Новикова Любовь Абрамовна (1915 - 1992)


Любовь Абрамовна Новикова (1915-1992) - доктор медицинских наук, профессор - яркий, оригинальный ученый, выдающийся отечественный нейрофизиолог.

Медик по образованию, талантливая ученица выдающихся отечественных физиологов, ученых с мировым именем П.К. Анохина и B.C. Русинова, Л.А. Новикова с 1952 г. работала в Институте дефектологии, начав деятельность в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся спецшкол.

В 1967 г. возглавила вновь организованную нейрофизиологическую лабораторию, в которой под её руководством были проведены обширные фундаментальные исследования, обозначившие новое научное направление в дефектологии - электрофизиологическое изучение функционального состояния мозга у детей с нарушениями сенсорных функций, интеллекта, поведения. Проведенные ею экспериментальные исследования на животных, а также исследования на человеке, являются крупным вкладом в нейро- и психофизиологию и клиническую электроэнцефалографию.

Особое место в научном творчестве Л.А. Новиковой принадлежит многолетнему изучению нейрофизиологических механизмов сенсорной депривации, результатом которого явилась опубликованная в 1966 г. и высоко оцененная специалистами монография "Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга", переизданная позднее в США и поставившая автора в ряд крупных ученых. С её именем связаны первые в России исследования по научной разработке и внедрению в практику электрофизиологических методов тестирования (с помощью вызванных потенциалов) состояния зрительной и слуховой функции у детей раннего возраста, начиная с первых месяцев жизни, методов дифференциальной диагностики сенсорных нарушений, работы по обоснованию нейро- психофизиологических принципов ранней коррекции нарушенных сенсорных функций, а также установлению объективных критериев их восстановления в ходе коррекционной работы.

Л.А. Новиковой внесен огромный вклад в исследование проблемы сензитивных периодов в развитии ребенка, характеризуемых особой чувствительностью к ограничениям сенсорного опыта, учет которых позволил использовать наиболее адекватную тактику коррекционных воздействий. Результаты выполненных под ее руководством работ представлены в двух монографиях: "Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей" (М.: Педагогика, 1978.) и "Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование)" (М.: Педагогика, 1987.). Последние годы творческой деятельности Л.А. Новиковой связаны с организацией теоретических исследований системных механизмов когнитивных процессов у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Л.А. Новикова была наделена редким даром превращать процесс экспериментального исследования в увлекательный творческий поиск. Её отличала уникальная способность искренне удивляться и одинаково глубоко радоваться новым научным фактам, добытым как ею самой, так и другими исследователями. Блистательный творческий талант, умение превращать повседневный труд исследователя в процесс радостного постижения научной истины делали её весьма далёкой от академичного образа сухого ученого - она скорее представляла собой художника в науке. Огромная увлеченность работой, неукротимая творческая энергия, ясный ум, способность остро схватывать новые факты, увидеть новое направление научного поиска в сочетании с неизбывным оптимизмом, щедростью и подлинным человеческим обаянием вовлекали в орбиту ее личности и широких научных интересов огромный круг как молодых, так и опытных исследователей.

Глубокая эрудиция, яркие ораторские способности сделали её прекрасным педагогом, привлекшим к проблемам дефектологии многих молодых нейрофизиологов и психологов.

В.А. Толстова, кандидат биологических наук


Работает на Amiro CMS - Free