Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Рау Фёдор Андреевич (1868 - 1957)




Жизнь и деятельность Ф.А. PayСноска


Федор Андреевич Pay родился в 1868 г. 26 марта в г. Ульме в Вюртемберге (Германия), в семье рабочего металлиста, служившего на медно-литейном заводе Виланда. Кроме него было еще четверо детей, но все они рано умерли, и Фридрих Вильгельм имя Ф.А.), бывший предпоследним ребенком, остался единственным в семье. 

Родители Ф.A. Pay жили в тесной комнатке в башне водокачки. Ф.А., вспоминая эту комнату, говорит, что хотя она была очень тесна, но в ней всегда царили удивительный порядок и чистота, и, несмотря на небогатую обстановку, комната имела очень уютный вид. 

Отец Ф.А., уже немолодой, но всегда бодрый и аккуратный, сознательный рабочий, был всеми любим и уважаем и имел большое значение в среде своих товарищей-рабочих. В воспоминаниях Ф.А. сохранилось, как отец брал его, тогда еще 6-ти летнего мальчика, на собрания к товарищам и там, поставив на столе, среди всеобщего внимания заставлял говорить стихи. 

Заработок отца был очень небольшой, его не хватало, и поэтому матери Ф.А. приходилось постоянно работать поденно прачкой, судомойкой или сиделкой у больных и тем немного зарабатывать и пополнять более чем скромный бюджет этой трудовой семьи. 

Когда Ф.А. было 10 лет, он лишился отца, умершего от воспаления легких. Средства к существованию прекратились, кроме тех, которые добывала мать Ф.А. поденной работой, да небольшого пособия из городского попечительства о бедных. Нужда была до такой степени велика, что они осенью ходили в поле и подбирали оставшийся после выпашки брошенным картофель; пользовались остатками еды из больниц, где мать Ф.А. служила судомойкой, и это поддерживало их существование. 

Несмотря на все это, Фриц (Ф.А.) учился в школе и показывал большие успехи, так что учителя обратили на него особое внимание. 

С особенной нежностью и уважением Ф.А. всегда вспоминает свою мать. Несмотря на тяжелое материальное положение и горе, в ней ничто не могло убить интереса к жизни. Особенно любила она поэзию и по вечерам читала сыну вслух Шиллера и других немецких поэтов. Они вместе пели некоторые из гимнов, и эти вечера маленький Фриц особенно любил. В Ф.А. рано проявилась любовь к музыке и он всегда искал случая где-либо послушать ее. И до настоящих дней во всю жизнь Ф.А. остался любителем и глубоким знатоком музыки. 

Постепенно, благодаря тому, что учителя школы, где учился Ф.А., и Общество Попечения о бедных обратили внимание на успехи, оказываемые мальчиком и на крайнюю нужду его с матерью, стало несколько улучшаться материальное положение Pay. Особенно один из учителей отличал Фрица, часто навещал и поддерживал своей заботой. 

Мать Фрица мечтала о том, чтобы ее сын вышел на учительскую дорогу. Когда ему исполнилось 14 лет, он был принят в учительскую семинарию и мать Фрица с великой радостью и гордостью объявила это сыну и показала полученную бумагу. 

Но на другой день Ф.А. ждало неожиданное горе. Проснувшись утром, он увидел свою мать мертвой. Непосильная и долгая борьба с нуждой подорвали силы, а сильное волнение и радость ускорили конец, и она скоропостижно скончалась от паралича сердца, не успев даже проститься с сыном. 

Таким образом, 14 лет Ф.А. остался круглым сиротой на свете. Но друзья его не оставили. Учителя, О-во Попечения о бедных, врачи и быв. хозяин его отца, Виланд, с сыном которого при жизни своего отца Ф.А. был дружен, приняли в нем большое участие и поддержали его. 

Случайно о смерти матери Ф.А. узнал его дальний родственник, довольно состоятельный человек. Он жил далеко, но принял опеку над Фрицем, помогал ему деньгами и посылал отеческие наставления в письмах. Позднее, когда этому родственнику пришлось свидеться с Фрицем, он говорил: – «Когда я увидел этого ребенка, его чудные глубокие глаза, я решил, что его нужно сделать человеком и не пожалел о своем решении. Я знал, что у этого мальчика будет широкая дорога»... 

Проявившаяся в раннем детстве страсть к музыке не покидала Фрица и впоследствии. Когда один из знакомых – Д-р Плецингер, заботившийся о нем, подарил Фрицу скрипку, это доставило последнему великую радость. Он стал брать уроки на скрипке вместе с сыном Плецингера и быстро опередил своего товарища несмотря на то, что ему иногда приходилось разучивать упражнения где-нибудь на мансарде, где зимой стыли руки от холода. Но любовь к музыке превозмогла все и Фриц оказывал большие успехи в игре на скрипке. 

В школьных занятиях Фриц шел одним из первых по всем знаниям и любознательности и настойчивости, с которой он учился. Но, слабый слишком злоупотреблял своими силами, углубляясь в работу и занятия по школе. Его интересовало и захватывало все. Между прочим, он сильно заинтересовался школой глухонемых, которая находилась на одном дворе с семинарией, и дети этой школы часто играли с учениками семинарии. 

Глубоко заинтересованный глухонемыми, Ф.A. Pay однажды попросил разрешения присутствовать на уроках, и когда ему это разрешили, он по временам ходил в классы и наблюдал, как учат в школе глухонемых. 

На последнем курсе семинарии Pay дали возможность практиковаться, замещая иногда отсутствующих учителей. Когда же он окончил семинарию, он получил назначение в том же городе Нюртингене на место одного из учителей нормальной школы, призванного на военную службу. 

Таким образом, 19-ти летним юношей Ф.A. Pay сразу сделался учителем 90 чел. детей. Это было 40 лет тому назад – в апреле 1887 г. И с этого года началась педагогическая деятельность Ф.A. Pay, вначале – среди нормальных, слышащих детей. 

Интерес к глухонемым, однако, у Ф.А. не пропал. Его тянуло к ним, и мысль сделаться специалистом по обучению глухонемых не покидала Ф.А. все время. Он мечтал о том, чтобы попасть в школу знаменитого учителя глухонемых И. Фаттера во Франкфурте. 

В июле 1887 г. Ф.A. Pay был переведен в местечко Ильсфельд, заместителем, в начальную школу. 

Здесь в конце сентября 1887 года он получил приглашение И. Фаттера поступить к нему в качестве учительского помощника. Это была для Ф.А. великая радость; недолго думая, он послал Фаттеру свое согласие, 1-го ноября 1887 г. приехал во Франкфурт Ф.А. и вступил в исполнение своих обязанностей. Почти полных 4 года он работал под руководством И. Фаттера. 

Глубоко интересуясь положением глухонемых, Ф.A. Pay решил посвятить себя работе в той стране, где меньше всего сделано для глухонемых. Статистические данные о количестве глухонемых в России толкнули его на мысль уехать туда из Германии. И так как в это время Меннонитское училище в г. Тиге, Таврической губ., опубликовало в немецком журнале Organ der deutschen Taubstummenanstalten, что нужен учитель, Ф.A. Pay решил взять это место, и в 1891 году выехал в Россию. В Тиге Ф.А. работал не более полугода в школе. Затем принял место в одной частной семье, где воспитывал маленького глухонемого ребенка. 

В 1896 году Ф.А. уехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, кроме того занимался логопедией (исправлением дефектов речи у слышащих) и состоял Завед. отделом глухонемых в Политехническом музее. 

Около этого времени Ф.А. встретился с Н.А. Она уже тогда вела работу по обучению и воспитанию дошкольников (слышащих). Ею в Москве были созданы ясли для детей работниц фабрик и заводов, и она всей душой отдавалась этому большому делу. Жизнь и время определили выбор и в 1896 г. Ф.А. женился. С этого времени началась его совместная с Н.А. работа, которая приняла определенный уклон в сторону научно-педагогической деятельности по обучению и воспитанию глухонемых. Они вместе стали мечтать о том, чтобы создать что-нибудь большое и полезное для глухонемых и оба вместе работали над проведением в жизнь этой идеи. 

В 1899 году Ф.А. был назначен директором Арнольдо-Третьяковского Училища Глухонемых (теперь 1-й МИГ) и с этого года широко развернулась деятельность Ф.А. 

В 1900 году, им совместно с Н.А., был открыт первый в России Детский Сад для глухонемых дошкольников. Были реорганизованы мастерские Арнольдо-Третьяковского Уч-ща. В 1907 году он организовал сельско-хозяйств. колонию для глухонемых. В 1910 и 1917 гг. организовывал Съезды учителей глухонемых. В период 1913–15 гг. устроил курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста. В 1910 г. организовал Отделение для умственно-отсталых глухонемых в колонии Сокольникове; в 1906 г. разработал устав училища глухонемых в Перерве (дачн. местность под Москвой); в 1911 г. – Кабинет машинописи при Городской Управе. Принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле. В Крыму им в 1920/21 г. были организованы: дом глухонемого ребенка, дом умственно-отсталого ребенка, дом слепого ребенка, колония для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. Заведовал п/отд. дефективных при Крымнаркомпросе. В 1918 г. организовал специальные классы для оглохших при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых и филиальное отделение в Даниловском монастыре. В 1919 г. по его инициативе была открыта школа тугоухих. В 1922 г. Ф.А. состоял в институте детской дефективности (основанном В.П. Кащенко) в качестве лектора по сурдопедагогике. Читал лекции по исправлению дефектов речи школьно-санитарным врачам Мосздравотдела и на курсах по дошкольному воспитанию НКП. 

С 1925 г. состоит профессором по кафедре сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ. Кроме того состоит председателем дефектологической секции исследовательского института научной педагогики, председателем методической комиссии по сурдопедагогике при СПОН Главсоцвоса и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Вел курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г. Работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г. Ведет консультацию и работу со студентами по логопедии. 

Не перечислить всех громадных заслуг Ф.А. в области научно-педагогической деятельности и всех многочисленных обязанностей, которые он исполняет, служа науке и обществу Ф.А. и в семейной жизни, как в общественной работе, оставался верным себе. Все эти годы и в личной жизни Ф.А. и Н.А. не было ни одного дня без заботы о глухонемых и труда для них. Всегда и все было интересно и даже трудные минуты и неудачи не убивали энергии, а, наоборот, крепили мужество и работоспособность и толкали на большее. Сознание, что жизнь отдается полезно, удовлетворяло и помогало переносить неизбежные затруднения. В этом незаметно росло и крепло и личное счастье. Собственные дети Ф.А. сознают и хорошо понимают всю силу и значение этой большой работы для глухонемых и стремятся быть достойными своих родителей. Утром, в день юбилея, один из сыновей Ф.А., поздравляя его, сказал: «Я боюсь, что не смогу быть достойным своего происхождения». На это Ф.А. ему ответил словами Шиллера: «Если ты не сможешь сделать что-нибудь большое, то сумей в маленьком деле быть большим». 

В заключение мне хочется сообщить известный мне и глубоко трогательный случай из жизни Ф.А.: – в пору расцвета его деятельности, его друзья из Германии написали Ф.А. письмо, в котором звали его вернуться на родину и работать там, обещая устроить ему хорошее положение и дать место. Ф.А. ответил: «Нет, я Россию никогда не покину». Он остался верным своей цели до конца и вот теперь, спустя 40 лет его непрерывной работы на избранном поприще науки, страна, заменившая ему его родину, справедливо вознаградила его за все его заслуги и труды. 

А. Ш. 


От Редакции: – Очерк строго проверен и был составлен по записям и документам, хранящимся в семье Рау.
Работает на Amiro CMS - Free