Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Рау Наталия Александровна (1870 - 1947)




Наталья Александровна и Федор Андреевич Pay...

Эти имена хорошо известны всем тем, чья судьба так или иначе связана с воспитанием и обучением детей с недостатками слуха, – сурдопедагогам, работникам народного просвещения, родителям. 

На протяжении нескольких десятилетий супруги Pay были ведущими деятелями в области теории и практики сурдопедагогики. Многие идеи, высказанные этими замечательными педагогами, нашли свое воплощение в существующей ныне системе работы дошкольных и школьных учреждений для глухих и слабослышащих. 

Н.А. и Ф.A. Pay отличали высокий профессионализм, большие организационные способности, увлеченность делом, любовь к людям и безотказное стремление быть полезными тем, кого поразил тяжелый недуг, готовность передать свои знания всем, кто посвятил себя сурдопедагогике. 

И для Натальи Александровны и для Федора Андреевича были характерны тесное содружество, личные контакты с учеными – представителями различных областей знания – педагогами, психологами, врачами, лингвистами. 

Широкая эрудиция позволяла Н.А. и Ф.A. Pay критически оценивать сложившиеся на определенном этапе развития сурдопедагогики положения, подвергать анализу и пересмотру собственные идеи и решения. Такой подход к постановке и решению научных вопросов служил залогом непрерывного движения вперед, совершенствования дела, которому замечательные педагоги служили более полувека. 

Наталья Александровна Голяшкина родилась 24 мая 1870 г. в Москве в семье юриста. Уже в ранней юности сказались характерные для будущего педагога общественные интересы. Двенадцатилетняя Наташа обучала грамоте детей в деревне, где семья проводила лето. Но особое внимание она уделяла детям дошкольного и даже ясельного возраста. Во время полевых работ, пока крестьяне были в поле, Наташа собирала малышей, ухаживала за ними. Пыталась даже организовать в деревне ясли, но попытка эта не получила поддержки у взрослых. Стремление быть полезной маленьким детям, воспитывать и обучать их оказалось у девочки не проходящим капризом и в дальнейшем стало делом всей ее жизни. 

В 19 лет Наталья Александровна организует при одной из фабрик воскресные классы для подростков и с увлечением работает в них. А через четыре года – в 1893 г. – добивается того, что не удалось ей сделать десятью годами раньше, – в одном из беднейших районов Москвы, на Пресне, при ее содействии создаются ясли для детей рабочих. Целеустремленность и самоотверженная увлеченность делом позволили молодому педагогу, несмотря на ограниченные материальные возможности этих яслей, хорошо поставить в них работу. 

В 1896 г. в жизни Натальи Александровны произошло событие, которое определило не только ее личную, но и всю ее дальнейшую творческую судьбу,– она вышла замуж за Федора Андреевича Pay. С этого времени до конца жизни все интересы Натальи Александровны связаны с делом воспитания и обучения детей, а затем и взрослых, лишенных слуха. 

Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Н.A. Pay в школе для глухих, где учительствовал в то время ее муж. Уже в эти годы работы с детьми школьного возраста Наталью Александровну волновала мысль о том, что раннее, дошкольное воспитание глухих может оказать значительное положительное влияние на уровень их общего и речевого развития. 

Идеи дошкольного воспитания глухих детей и до этого высказывались русскими сурдопедагогами. Так, известный педагог, тонкий психолог В.И. Флери подчеркивал необходимость дошкольного воспитания глухих, обосновывал значение этого периода для всего последующего развития ребенка. 

Вопрос о раннем воспитании детей, страдающих различными недостатками развития, в том числе и глухотой, был поднят передовыми представителями интеллигенции на II съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895–1896). 

Эти идеи получили свое воплощение в 1900 г., когда в Москве открылся детский сад для глухих детей. Он был первым не только в Москве и не только в России, он был первым и в Европе. Его основателями были Н.А. и Ф.A. Pay. 

С этого времени деятельность Натальи Александровны неразрывно связана с работой по дошкольному воспитанию глухих. 

Роль Н.A. Pay в становлении русской и советской дошкольной сурдопедагогики огромна. Трудно назвать вопросы теории и практики специального дошкольного воспитания, которые не находились бы в сфере внимания Натальи Александровны. Опыта по воспитанию детей дошкольного возраста не было во всей европейской сурдопедагогике. Необходимо было решать вопросы всей организации этого большого и ответственного дела – вопросы создания и расширения сети дошкольных учреждений и определения их структуры, режима, задачи дифференцированного подхода к детям с различной степенью нарушения слуха, принципы комплектования групп, вопросы содержания воспитания и специальной методики общего и речевого развития, возможности развития и использования слухового восприятия детей, вопросы подготовки кадров и пропаганды нового дела и многие другие, ежедневно выдвигаемые практикой. 

Постепенно накапливался опыт работы с маленькими глухими. Но создание одного детского сада не решало поставленных задач. Наоборот, успехи в работе с его воспитанниками свидетельствовали о том, как много возможностей глухого ребенка остаются неиспользованными при отсутствии специального дошкольного воспитания, убедительно подчеркивая его крайнюю необходимость. 

Н.A. Pay предпринимает неоднократные попытки добиться того, чтобы в стране было создано большое количество подобных учреждений, где маленькие глухие получат возможность раньше начать обучение словесной речи. В 1915 г. эти попытки увенчались успехом – Московская городская управа отпустила средства на организацию трех детских садов для глухих. Новые детские сады также работали под руководством Натальи Александровны. 

Только Великая Октябрьская социалистическая революция дала простор для творческой педагогической работы, предоставила большие возможности для развития народного образования. 

Значительно выросла сеть специальных дошкольных учреждений. Н.A. Pay до 1921 г. была инспектором детских садов для глухих. При ее непосредственном участии реализовалось постановление Советской власти о создании новых учреждений для глухих дошкольников. 

Задачи специального государственного дошкольного воспитания глухих Наталья Александровна Pay видела во всестороннем развитии физических и духовных сил ребенка, выделяя в качестве наиболее важного момента – формирование словесной речи. Она писала: «...в задачи его (дошкольного воспитания. –Н.С.) входит, кроме всестороннего – физического, умственного, нравственного и эстетического – воспитания в духе коммунизма, также и развитие словесной речи в ее устной и письменной формах как основного средства общения и обучения»сноска.

Организовывавшиеся детские сады и дошкольные группы при школах для глухих нуждались в немедленной и систематической помощи в решении как организационных, так и методических вопросов. Неоценима заслуга Н.A. Pay в том, что она объединяла и поддерживала коллективы, ведущие работу в этих учреждениях. Детский сад, руководимый Н.A. Pay, стал базой, где работники дошкольного воспитания практически знакомились с постановкой дела. Наталья Александровна вела обширную переписку с педагогами дошкольных учреждений, помогая им осваивать эту молодую область сурдопедагогики. 

Метод формирования словесной речи, применявшийся в то время в школе для глухих, не мог быть механически, без учета особенностей дошкольного возраста перенесен в практику детских садов. Разработка оригинального метода формирования словесной речи у глухих дошкольников – заслуга Н.A. Pay. 

Теоретические знания, огромный практический опыт позволили Н.A. Pay впервые в истории обучения и воспитания глухих детей создать систему дошкольного воспитания глухих. Эта система сложилась в результате неустанных поисков новых, наиболее эффективных путей развития маленьких глухих и формирования у них словесной речи. Основные ее положения оформлены в виде монографии «Дошкольное воспитание глухонемых», вышедшей в 1947 г., уже после смерти Натальи Александровны. В 1925 г. отмечалось 25-летие со дня организации в России первого детского сада для глухих. По этому поводу известный русский сурдопедагог Н.М. Лаговский писал: «Своими достижениями... Наталья Александровна твердо доказала громадное значение дошкольного воспитания для глухонемого ребенка в отношении его развития вообще, доказала, в частности, что самый главный, самый верный путь к успеху устной речи глухонемого лежит в воспитании этой речи у него с самого раннего детства»Сноска

Позднее, в 1940 г., когда общественность отмечала 40-летие первого детского сада для глухих, работа Натальи Александровны была оценена также высоко. Воспитанники специального дошкольного учреждения отличались не только значительным общим умственным развитием, но и естественностью поведения и хорошим контактом со слышащими, что было возможно благодаря наличию у этих детей внятной, разборчивой устной речи и навыков беглого чтения с губ. 

Интересы и педагогическая деятельность Н.A. Pay не ограничивались вопросами раннего специального воспитания глухих детей. Живая, деятельная, отзывчивая, Наталья Александровна не могла остаться равнодушной к судьбе людей, повергнутых в отчаяние наступившей глухотой. Человек, обладающий сформированной речью, но привыкший воспринимать ее только с помощью слуха, утратив его, теряет почву под ногами. Обрушившееся внезапно несчастье, выбивает пострадавшего из привычного для него ритма жизни, нередко лишая его интереса к окружающему, приводит к отчаянию. Найти слова ободрения, подсказать пути восстановления контакта с окружающими – благородная задача. По свидетельству всех, кого привела к Наталье Александровне внезапная потеря слуха, она к каждому умела найти «ключ», умела поддержать, заразить своим оптимизмом. 

В 1922 г. по инициативе супругов Н.А. и Ф.A. Pay был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых, ставший основой созданного в 1928 г. Клуба беглого чтения с губ. Членский билет № 1 был вручен Наталье Александровне Pay. 

Позднее клуб был преобразован в курсы чтения с губ, а затем – в «Слуховой кабинет». В течение нескольких лет Н.A. Pay была научным консультантом этого учреждения. 

Начатое супругами Pay дело помощи взрослым оглохшим продолжается и сейчас: в домах культуры ВОГа, в поликлиниках действуют многочисленные кружки обучения чтению с губ. В годы Великой Отечественной войны эта работа приобрела особое значение: в различных госпиталях последователи и ученики Н.A. Pay занимались с солдатами и офицерами Советской Армии, потерявшими слух в результате ранения или контузии. 

В работе по обучению чтению с губ взрослых Н.A. Pay придавала огромное значение определенному душевному состоянию ученика. «Оптимистическое настроение, – писала она, – доверие к учителю и желание овладеть искусством чтения с губ являются важными условиями успеха»Сноска

Как никто другой, Наталья Александровна обладала даром вселять бодрость духа в людей, подавленных недугом. В 1929 г. вышло первое методическое руководство, предназначавшееся для работающих со взрослыми, – «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно оглохшим». Книга имела девиз: «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей». 

Это руководство состоит из двух частей: методических указаний и материала для упражнений. В первой части излагаются основные положения, на которых строится применявшийся Н.A. Pay метод обучения чтению с губ. Особое значение Наталья Александровна придавала умению ученика подражать и произносить совместно с учителем предлагаемый речевой материал. 

В свое время созданное Н.A. Pay методическое руководство сыграло большую роль, показав людям, лишившимся слуха, путь преодоления ограничений в общении с окружающими, причиной которых явилась глухота. 

В результате большой и кропотливой практической работы был собран ценнейший материал, на основании которого Наталья Александровна совместно с Федором Андреевичем Pay подготовили новое руководство с учетом корректив, внесенных опытом обучения. К сожалению, этот труд не был опубликован. 

Из разнообразных приемов работы по чтению с губ со взрослыми оглохшими следует отметить «Круговое письмо» – дневник, который заполнялся по очереди каждым его участником. «Круговое письмо» переходило из рук в руки, пересылалось из города в город, оно помогало людям, потерявшим слух, устанавливать контакты, расширяло их кругозор, давало им моральную поддержку. 

На протяжении всей своей жизни Н.А. Pay неустанно трудится по подготовке педагогических кадров, по оказанию методической помощи сурдопедагогам. Чтение лекций на курсах, консультации, переписка, посещение занятий в детских садах, работа в кружке, а затем Клубе беглого чтения с губ, разработка планов, методических указаний – все это служило цели повышения квалификации сурдопедагогов. 

С 1923 г. Наталья Александровна читает лекции, преподает в высших учебных заведениях, на кафедре сурдопедагогики 2-го МГУ, с 1929 г. – Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1932 г. Н.A. Pay присвоена ученая степень кандидата педагогических наук. 

Особое место в деятельности Н.A. Pay занимает работа с родителями, имеющими детей с теми или иными недостатками слуха. 

В записях Натальи Александровны нашли отражение далеко не все проводимые ею консультации. Но даже этот неполный список содержит около 3 тысяч имен. Многие нашли у Н.A. Pay моральную поддержку и квалифицированную помощь. Для маленьких глухих, получивших заботливую помощь и ласку, Наталья Александровна была любимой «Мамой Атой». 

Ярким примером может служить ее помощь X. Мир-Касимовой, описавшей историю воспитания своего сына в книге «Записки одной матери». Руководство воспитанием мальчика осуществляла Н.A. Pay. 

Придавая огромное значение правильному семейному воспитанию глухого ребенка, Наталья Александровна считала необходимым вооружить мать знаниями о причинах потери слуха, условиях развития глухого ребенка, о возможностях его умственного развития, а также практическими советами по организации занятий. Наталья Александровна создала специальные руководства по семейному воспитанию глухих детей: «О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста. Советы родителям» (1903), «Матерям маленьких глухонемых детей» (1927), «Что может и должна сделать мать только что оглохшего ребенка», «Матерям маленьких тугоухих детей» (1931), «Для родителей глухонемого ребенка», «Для матери глухонемого ребенка» (1936). 

Печатное наследие Н.A. Pay обширно и многогранно: статьи в различных журналах, учебники для школ глухонемых, в частности букварь, составленный ею совместно с Ф.A. Pay, выдержавший 11 изданий, методические руководства, программы, монографии – всего около 40 работ. 

Н.A. Pay – участник многих совещаний по вопросам обучения и воспитания глухих, где она выступала с докладами по проблемам специального дошкольного воспитания. 

Свою научную и практическую деятельность Наталья Александровна сочетала с большой общественной работой. 

Любовь к своей профессии Наталья Александровна и Федор Андреевич передали и своим детям: трое из них стали сурдопедагогами. 

Во многих уголках нашей страны с глухими детьми работают ученики Н.A. Pay и ученики учеников. Успешно трудятся те, которые много лет назад были воспитанниками Натальи Александровны. И в этой преемственности – жизнь дела, которому так страстно и преданно служила замечательный советский сурдопедагог Наталья Александровна Pay. 

Н.Ф. Слезина
Работает на Amiro CMS - Free