Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Рау Наталия Александровна (1870 - 1947)



 Рау Наталия Александровна






Оптимистический гуманизм

К столетию со дня рождения Н.А. РауСноска 

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Наталии Александровны Pay – зачинателя дошкольного воспитания глухих детей в России, проводника словесной речи, талантливого педагога, и общественника. 

Очень рано проявились общественно-педагогические устремления Наталии Александровны. Будучи совсем еще юной девушкой, она в условиях царской России занялась организацией воскресной школы для фабричных подростков, добилась устройства яслей для детей рабочих. 

встретив на жизненном пути Федора Андреевича Pay, она прониклась гуманной идеей возвращения глухих в среду говорящих людей. Вместе с Ф.A. Pay Наталия Александровна в 1900 году организовала детский сад; это было первое в России и второе в мире дошкольное учреждение для глухонемых детей. 

Н.А. и Ф.A. Pay проводили в этом специальном учреждении работу не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Под руководством Наталии Александровны многие родители подготовили своих детей в школы, а иные даже в высшие учебные заведения. 

В 1915 году были открыты 3 детских сада для глухонемых. Это все, чего удалось добиться в условиях царской России, но Наталия Александровна выходила далеко за пределы стен детских учреждений, вела переписку с родителями глухих, тугоухих и оглохших детей, консультируя и обучая всех, кто к ней обращался. Только в советское время получило полное развитие дошкольное обучение и воспитание глухих детей. Специальные постановления и законы, подписанные В.И. Лениным, определившие государственные мероприятия по обучению и воспитанию детей с физическими и умственными недостатками, послужили толчком к развитию сети дошкольных учреждений для глухонемых. Многие педагогические принципы, разработанные Н.A. Pay, вошли в систему советского дошкольного воспитания глухих. Оптимистический гуманизм – вот основа ее системы: глухой ребенок может научиться говорить, понимать речь, если его разумно воспитывать и обучать. 

Принципы, которые выдвигала Н.А. Pay, шли в русле передовой педагогики: начать как можно раньше обучение и воспитание глухонемого ребенка, чтобы помочь ему лучше овладеть речью на основе зрения, тактильно-вибрационных, кинестетических ощущений и остаточного слуха. 

Дать детям радостное детство, уберечь от ошибок родителей, которые то (по незнанью) пренебрегают скрытыми возможностями ребенка, то (из жалости) слишком потворствуют его неправильным поступкам. 

Обеспечить глухим детям всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Расширить кругозор глухонемого ребенка, его мышления, воображение, творческие возможности. 

Добиться в специальном детском саду выполнения требований массового детского сада, где идет организация всей жизни и деятельности ребенка – в области ручного труда, игры, рисования, ритмики и даже музыки. 

Связать деятельность глухого ребенка и все режимные моменты с развитием его речи, а главное, увязать его обучение и воспитание с игрой. 

Основные дидактические и методические требования к развитию речи Н.А. Pay выразила во многих своих статьях, докладах, выступлениях и подытожила их в своей монографии «Дошкольное воспитание глухонемых» (1947). 

Н.A. Pay подчеркивала, что необходимо прежде всего возбудить потребность в речи, организовать общение глухонемого ребенка со слышащими детьми, которые будут побуждать его говорить и читать с губ. 

Систематическое обучение речи должно исходить из конкретного ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, постепенно формировать у них необходимые представления, опираясь на наглядные образы, а затем и на более отвлеченные словесные объяснения. 

Исходя из окружающей ребенка обстановки, из наблюдаемых им самим вещей и явлений, следует подходить к изучению менее знакомых детям предметов, картинок, прибегая к инсценировкам, рассказам, используя пантомиму. Кто знал H.A. Pay и видел ее работу, тот не может забыть ее рассказов для детей: она рассказывала живописующе, образно, художественно, эмоционально, как бы изображая основные события в лицах и одновременно передавай их простыми, понятными детям словами. 

Наталья Александровна рекомендовала как можно раньше вводить в обучение чтение и письмо, которые помогают усваивать, закреплять и развивать словесную речь. 

Большое внимание Н.A. Pay уделяла воспитательным вопросам: организации жизни, деятельности ребенка. Особое значение она придавала примеру нравственного поведения, нравственным отношениям и нравственным чувствам, идущим от воспитателя. Доброжелательность, забота, чувство долга, чувство товарищества, коллективизм и взаимопомощь, – вот принципы, на которых строилась воспитательная работа в детском саду. 

В своей работе она учитывала возможности маленьких глухих, подходя индивидуально к каждому из них. Она внимательно изучала своих воспитанников, знала степень и время наступившего снижения слуха, условия, в которых развивался ребенок дома, состояние его речи до снижения или потери слуха и требовала того же от педагогов. 

На основании тщательного изучения детей Н.A. Pay стремилась обосновать и осуществить дифференцированный подход к обучению глухих – рано- и позднооглохших, тугоухих, с тяжелой и легкой степенью тугоухости. 

Н.A. Pay создала системы упражнений-занятий для общего развития ребенка, его речи, для чтения с губ. Ее учебные и наглядные пособия, созданные вместе с Ф.A. Pay, вошли в фонд подготовки каждого сурдопедагога, а ее детские книжечки служат образцом и поныне. 

Записи наблюдений за развитием детей и работой педагогов, переписка с родителями, дневники, обобщение опыта родителей, педагогов и своего многолетнего опыта работы с глухими дошкольниками составляют большое педагогическое наследство Н.A. Pay, которое заслуживает углубленного изучения и опубликования. 

Много сделала Н.A. Pay и для обучения взрослых глухих, особенно по организации и методике обучения их чтению с губ. Ею совместно с Ф.A. Pay создано практическое пособие, обобщающее практический опыт и знания в этой области. 

Н.A. Pay была одним из первых корреспондентов и авторов журнала «Жизнь глухих». 

Многие глухие и позднооглохшие с благодарностью вспоминают Наталию Александровну. Она помогла им стать говорящими и сохранить речь, не потерять веру в себя и войти в жизнь полноценными людьми. 

Ее ученики помнят и знают Н.A. Pay не только как талантливого педагога, но и как чудесного человека. Ее отличало большое внимание к людям, чуткость, отзывчивость наряду со строгостью, и особая тактичность при соприкосновении с чужим горем. Она умела вселить веру в свои силы, надежду на успех и сталь для человека не только учителем, но и другом на всю жизнь. 

Н. Морозова, профессор, доктор педагогических наук


Приветствия и поздравления Наталие Александровне Рау




Работает на Amiro CMS - Free