Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Розанова Татьяна Всеволодовна (1928 - 2007)



Основные научные труды и публикации


I. Диссертационные работы

  • Розанова Т.В. Некоторые особенности непроизвольного запоминания: автореф. дис. … канд. пед. наук (по психологии). - М., 1955. - 13с. (Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова). 
  • Розанова Т.В. Некоторые особенности непроизвольного запоминания: дис. … канд. пед. наук (по психологии). - М., 1955. – 118 с. (Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова). 
  • Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей: автореф. дис. … д-ра психол. наук (19.00.10) - М., 1977. – 38 с. (АПН СССР. НИИ дефектологии). 
  • Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей: дис. … д-ра психол. наук. - М., 1977 - 340с. - [Библиогр]: с. 1-35. 

II. Монографии

  • Розанова Т.В. Психология решения задач глухими школьниками / АПН РСФСР. - М.: Просвещение, 1966. - 94с. 
  • Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1978. - 231с.: ил. Издано также: на нем. яз.: Die Sonderschule. 1985. – 2. Beiheft. – S. 1-80. (Берлин); на словац. яз.: Братислава, 1985. 

III. Составление и редактирование научных изданий

  • Методы изучения аномальных детей / АПН РСФСР. Пед. об-во РСФСР; под. ред. А.И. Дьячкова, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. -М.: Просвещение, 1965. - 159с. 
  • Специальная школа: школы для глухих и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения / под ред. А.И. Дьячкова; сост. Т.В. Розанова. – М.: Просвещение, 1966. Вып. 3 (119). – 144 с. 
  • 1967. Вып. 3 (123). – 127 с. 
  • 1968. Вып. 1 (127). – 140 с. 
  • 1968. Вып. 5 (131). – 152 с. 
  • Психология глухих детей / АПН СССР. НИИ дефектологии; под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. - 448с. – тит. л., оглавление на англ. яз. Книга издана также на польском яз.: Варшава, 1976. 
  • Изучение личности аномального ребенка: тез. докл. конф., 12-13 апр. 1977 / ред.: Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова. - М.: Б.и., 1977. - 131с. 
  • Познавательная деятельность глухих младших школьников: сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ дефектологии; под ред. Т.В. Розановой. - М., 1977. - 96с. 
  • Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ дефектологии; под ред. М.С. Певзнер, Т.В. Розановой. - М.: Б.и., 1980 (вып. дан. 1981). - 80с. 
  • Содержание работы в первом и втором вспомогательных классах школ глухих детей: (метод. рекомендации) [разраб. М.Ф. Татовой, Л.С. Тамошюнене, Т.В. Розановой] - М.: Б.и., - 1980. - 63с. 
  • Исследование личности детей с нарушениями слуха: сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ дефектологии; под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М., 1981. - 114с. 
  • Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей: метод. пособие для секций дефектологии и первичных организаций Педагогического общества РСФСР в спецшколах для аномальных детей / Пед. об-во РСФСР. Центр. совет.; редкол.: Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. - М., 1981. - 77с. 
  • Развитие мышления у детей с нарушениями слуха: метод. пособие для секции дефектологии и первичных организаций Педагогического общества РСФСР в спецшколах для детей с нарушениями слуха / РСФСР. Педагогическое общество. / РСФСР. Педагогическое общество. Центральный совет; под ред. Т.В. Розановой; сост.: Т.В.Розанова, Л.И. Тигранова, Н.В. Яшкова. - М., 1983. - 76с. 
  • Особенности мышления и речи глухих школьников: сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ дефектологии; редкол.: Т.В. Розанова (отв.ред.), Е.Н. Марцинковская, К.Г. Коровин. - М.: АПН СССР, 1985. - 84с. 
  • Опыт обучения математике в младших классах специальных школ: материалы научно-практической конференции, проведенной 28-30 мая 1985 в г. Москве / под ред. Т.В. Розановой. - М.: Б.и., 1986 (1987). - 110с. 
  • Проблемы физического воспитания аномальных детей: материалы конференции, проведенной 4-5 июня 1986г. в г. Горьком /редкол.: Кручинин В.А., Прилепская Т.Н., Розанова Т.В. - М.: Б.и., 1987. - 117с. 
  • Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / НИИ дефектологии АПН СССР; под ред. Т.В. Розановой. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с.: ил. 
  • Психология глухих детей / Ин-т коррекц. педагогики РАО; под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт, 2006. – 448 с.: ил. – (Золотые страницы сурдопедагогики). 

IV. Статьи в научных изданиях

  • Розанова Т.В. Исследование двигательной памяти глухонемых школьников // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. - М., 1958. - №1. - С. 125-128. 
  • Розанова Т.В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школьников // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. - М., 1962. - С. 200-255. 
  • Розанова Т.В. Методы изучения познавательных процессов у глухих детей // Методы изучения аномальных детей. - М., 1965. С. 119-127. 
  • Педагогические основы обучения аномальных детей / А.И. Дьячков, Т.В. Розанова, А.П. Гозова и др. // Основы обучения и воспитания аномальных детей - М., 1965. - С. 235-271. (Книга издана также на нем. яз. Берлин, 1977). 
  • Розанова Т.В. Формирование наглядных и понятийных обобщений у глухих детей // Познавательная деятельность глухих младших школьников. - М., 1977. - С. 26-52. 
  • Розанова Т.В., Яшкова Н.В. Методы психологического обследования глухих детей, испытывающих повышенные трудности в обучении // Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: сб.науч.тр. - М., 1980 (1981). - С. 43-66. 
  • Розанова Т.В. Яшкова Н.В. Психологические особенности глухих детей с затруднениями в обучении // Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: сб.науч.тр. - М., 1980 (1981). - С. 66-76. 
  • Розанова Т.В. Индивидуальные различия наглядного и понятийного мышления глухих детей // Исследование личности детей с нарушениями слуха: сб.науч.тр.- М., 1981. - С. 64-72. 
  • Розанова Т.В. Развитие письменной речи глухих школьников в единстве с мышлением // Особенности мышления и речи глухих школьников: сб.науч.тр. - М., 1985. - С. 60-84. 
  • Розанова Т.В. Формирование у глухих детей направленности на выражение логических отношений между событиями при описании картин // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: сб.науч.тр. - Минск, 1985. - С. 80-86. 
  • Розанова Т.В. Дети с нарушениями слуха // Специальная психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по дефектол. специальностям / под.ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2009. - Гл. 4. - С. 138-194. 

V. Статьи в книге

  • Психология глухих детей / АПН СССР. НИИ дефектологии; под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М.: Педагогика, 1971. – 448 с. 
  • Розанова Т.В., Яшкова Н.В. Методы психологического изучения глухих детей // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 31-35. 
  • Розанова Т.В. Зрительное восприятие // Психология глухих детей. - М., 1971 - С. 38-48, 53-56; совместно с Н.В. Яшковой см.: С. 49-53. 
  • Переслени Л. И., Розанова Т.В. Кожная чувствительность // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 56-67. 
  • Розанова Т.В. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 67-74. 
  • Розанова Т.В. Кинестетические ощущения и восприятия // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 74-77. 
  • Розанова Т.В. Образная память // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 87-107. 
  • Розанова Т.В. Словесная память // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 107-124. 
  • Розанова Т.В. Обобщение действий // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 189-197. 
  • Розанова Т.В. Общая характеристика решения мыслительной задачи // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 197-198. 
  • Розанова Т.В. Решение арифметических задач // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 198-209. 
  • Розанова Т.В. Решение практических задач, требующих применения арифметических знаний // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 364-369. 

VI. Статьи в журнале «Дефектология»


  • Головина Т.Н., Петрова В.Г., Розанова Т.В. XVI Международный конгресс по прикладной психологии // Дефектология. - 1969. - №2. - С. 89-94. 
  • Розанова Т.В. XIX Международный психологический конгресс // Дефектология. - 1970. - №1 - С. 91-94. 
  • Розанова Т.В. Особенности памяти глухих детей на слова и мимико-жестовые обозначения // Дефектология. - 1970. - №3 - С. 8-15. 
  • Розанова Т.В. Проблемы обучения и воспитания аномальных детей в Югославии // Дефектология. - 1974. - №3 - С. 49-56. 
  • Розанова Т.В. К вопросу о рассуждающем мышлении глухих школьников // Дефектология. - 1975. - №3 - С. 7-12. 
  • Розанова Т.В. Проблемы развития слуха и речи у детей с нарушениями слуха в Югославии // Дефектология. - 1975. - №1 - с. 56-61. 
  • Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. - 1975. - №4 - с. 3-15. 
  • Розанова Т.В. Развитие математического мышления глухих школьников // Дефектология. - 1977. - №3 - С. 10-18. (См. также в журнале «Die Sonderschule». - 1977. - №3. – нем. яз.). 
  • Розанова Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // Дефектология. - 1981. - №5 - С. 27-32. 
  • Розанова Т.В. Вклад в сурдопедагогику // Дефектология. - 1982. - №6 - С. 73-75. 
  • Розанова Т.В. VI Всесоюзные педагогические чтения (секция дефектологии) // Дефектология. - 1982. - №4 - С. 74-76. 
  • Изучение психического развития аномальных детей / А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова // Дефектология. - 1983. - №6 - С. 3-16. 
  • Розанова Т.В. К вопросу о формировании математических способностей у глухих детей // Дефектология. - 1984. - №1 - С. 13-20. 
  • Розанова Т.В. Конференция "Опыт обучения математике в младших классах специальных школ" // Дефектология. - 1985. - №2 - С. 93-94. 
  • Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики // Дефектология. - 1985. - №3 - С. 20-24. 
  • Розанова Т.В. Экспериментальное исследование умственной работоспособности учащихся вспомогательной и массовой школы // Дефектология. - 1990. - №1 - С. 21-28. 
  • Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом: сообщение 1 // Дефектология. - 1992. - №2/3 - С. 5-11. 
  • Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Психолого-педагогическое изучение глухих детей со сложным дефектом: сообщение 2 // Дефектология. - 1993. - №4 - С. 3-7. 
  • Розанова Т.В. Принцип психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. - 1995. - №1 - С. 16-21. 
  • Розанова Т.В. Программы подготовки специалистов для ПМПК: психологические основы диагностики и коррекции (лекц. курс - 16 ч.). Современные психодиагностические методики и их использование (лекц. курс - 10ч.) // Дефектология. - 1995. - №4 - С. 82-89. 
  • Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1997. - №4 - С. 56-67. 
  • Памяти Татьяны Всеволодовны Розановой // Дефектология. - 2007. - №6 - С. 91. 

VII. Статьи в научных справочных изданиях


  • Розанова Т.В. Речевая артикуляция. Речевой аппарат. Речевой слух. Речь. // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл.ред. И.А. Каиров (гл.ред.) и др. - М., 1966, - Т. 3. - Стб. 676-686. 
  • Розанова Т.В. Узнавание // Педагогическая энциклопедия в 4 т. / гл.ред. И.А. Каиров и др. - М., 1968. - Т. 4. - Стб. 350-351. 
  • Розанова Т.В. Речь // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол. В.В.Давыдов (гл.ред.) и др. - М., 1999, Т. 2, С. 261. 
  • Специальная психология /Ю.А.Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г.Петрова, Розанова Т.В. // Российская Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В.В.Давыдов (гл.ред.) и др. - М., 1999. - Т. 2, С. 368-369. 
  • Розанова Т.В. Автоматизация действий. Вибрационное ощущение. Внимание. Внутренняя речь. Забывание. Запоминание. Знания. Идеомоторные действия. Инстинкты. Навыки. Ощущения. Память. Представления. Привычки. Психика. Психическое развитие аномального ребенка. Рассеянность. Сознание. Темперамент. Утомление // Дефектологический словарь / гл.ред. А.И. Дьячков и др. - 2-е изд. – М.: Педагогика, 1970 / То же см.: Краткий дефектологический словарь / гл.ред. А.И. Дьячков и др. - М.: Просвещение, 1964. 
  • Розанова Т.В. Артикулема. Артикуляция. Виды речи. Графема. Мнемоника. Мнемотехника. Памяти виды. Памяти индивидуальные различия. Память. Представления памяти. Проактивное торможение. Прогрессивные матрицы Равена. Развитие речи детей. Ретроактивное торможение. Речи органы. Речи расстройства. Речи функции. Речь. Речь письменная. Речь устная. Словарь активный. Словарь пассивный. Фонема. Форманты. Фонематический слух. Форманты речевые. // Психологический словарь /редкол.: В.В. Давыдов и др. - М.: Педагогика, 1983. / То же см: Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд. - М., Педагогика, 1996. 

VIII. Статьи в сборниках «Специальная школа», журналах «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «В едином строю»


  • Леонтьев А.Н., Розанова Т.В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия: экспериментальное исследование // Советская педагогика. - 1951. - №10. - С. 60-77. 
  • Розанова Т.В. Некоторые особенности образной памяти глухонемых детей // Специальная школа. - 1958. - Вып. 1(84). - С. 43-50. 
  • Розанова Т.В. О запоминании глухонемыми детьми материала, сообщаемого в разных речевых формах (в написанном виде, предлагаемого дактильно или мимико-жестикуляторно) // Специальная школа. - 1958. - Вып. 3(86). - С. 12-19. 
  • Гозова А.П., Розанова Т.В. Международная научная конференция в Риме по проблемам глухоты // Специальная школа. - 1959.- Вып. 2(91). - С. 69-74. 
  • Розанова Т.В. О непроизвольном запоминании различных компонентов ситуации в зависимости от их роли в деятельности: (к проблеме непроизвольного запоминания) // Вопросы психологии. - 1959. - №4. - С. 105-115. 
  • Лубовский В.И., Розанова Т.В. Четвертая научная сессия по вопросам дефектологии // Специальная школа. - 1963. – Вып. 1(105). - С. 78-85. 
  • Розанова Т.В. О значении предметно-действенного изображения содержания арифметических задач для их решения глухими школьниками // Специальная школа. - 1963. - Вып. 4(108). - С. 26-32. 
  • Розанова Т.В. Новые пути повышения уровня арифметических знаний у глухих детей // Специальная школа. - 1964. - Вып. 1(109). - С. 75-78. 
  • Розанова Т.В. Развитие кинестетических восприятий у глухих детей при физическом воспитании // Специальная школа. - 1966. - Вып. 2(118). - С. 70-78. 
  • Розанова Т.В. Психология аномальных детей в Румынии // Специальная школа. - 1968. - Вып. 4(130). - С. 127-135. 
  • Розанова Т.В. Кого считать глухим? // В едином строю. - 1976. - №7. - С. 11. 
  • Розанова Т.В. Психология в современном обществе // В едином строю. - 1984. - №2. - С. 20-21. 

IX. Тезисы докладов на научных сессиях по дефектологии, Всесоюзных педагогических чтениях, конгрессах, съездах, конференциях


IX.I. На научных сессиях по дефектологии

  • Розанова Т.В. О развитии образной памяти у глухих школьников // Тезисы докладов Третьей научной сессии по вопросам дефектологии. 22-25 марта 1960 г.- М., 1960. - С. 37-39. 
  • Розанова Т.В. Особенности мышления глухих школьников при практическом выполнении арифметических задач // Тезисы докладов Четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. 26-29 марта 1962 г. - М., 1962. - С. 197-197. 
  • Розанова Т.В. Узнавание глухими детьми зрительно воспринятого материала // Пятая научная сессия по дефектологии. 27-30 марта 1967 г.: тез.докл. - М., 1967. - С. 298-299. 
  • Розанова Т.В. Зависимость успешности воспроизведения текста от уровня его понимания глухими школьниками // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития: тез. докл. - М., 1971. - С. 422-423. – (Шестая научная сессия по дефектологии. 14-17 июня 1971 г.). 
  • Розанова Т.В. Соотношение наглядного и словесно-логического мышления у глухих и слышащих детей // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития: [тез. докл.]. - М., 1975. - С. 143-144. (Седьмая научная сессия по дефектологии. 25-28 марта 1975 г.). 
  • Розанова Т.В. Пути формирования понятийного мышления у глухих детей // Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук [тез. докл.]. / Восьмая научная сессия по дефектологии и Пятые Всесоюзные пед. чтения (секция дефектологии), 27-29 марта 1979 г.. - М., 1979. – Ч.1. - С. 101-102. 
  • Розанова Т.В. Психическое развитие глухих детей в свете проблемы способностей // Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: тез. докл. / Девятая научная сессия по дефектологии. 5-7 апреля 1983 г.. - М., 1983. - С. 43-44. 
  • Розанова Т.В. Психологическая диагностика сложной структуры дефекта у глухих детей / Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: тез. докл. / Десятая научная сессия по дефектологии. (18-20 апреля 1990 г.) - М., 1990. – Ч 1. - С. 147-148. 

IX.II. На Всесоюзных Педагогических чтениях (секция дефектологии)

  • Комплексное исследование неуспевающего глухих учащихся / М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, С.Л. Тамошунене, М.Ф. Титова, Н.В. Яшкова // Тезисы докладов III Всесоюзных педагогических чтений (25-29 марта 1973 г.). - М. - 1973. - С. 39-40. 
  • Розанова Т.В. К вопросу о формировании умения обобщать у глухих детей // Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений (24-26 марта 1976): Содружество семьи, школы и общественности в воспитании детей и молодежи с отклонениями от нормы в психофизическом развитии: в 2 т. - М., 1976. - Т. 1 - С. 66-67 
  • Петрова В.Г., Розанова Т.В. Значение психологического изучения аномальных детей для совершенствования их обучения и воспитания // Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся: из опыта работы: тез. докл. VI Всесоюзных педагогических чтений (секция дефектологии). 25-27 марта 1982 г. - М., 1982. - С. 14. 
  • Розанова Т.В. Развитие мышления глухих учащихся в процессе трудового обучения // Опыт работы школ и профессионально-технических училищ по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся: тез. докл. VII Всесоюзных педагогических чтений (секция дефектологии). 26-28 марта 1985 г. - М., 1985. - С. 34. 
  • Розанова Т.В., Прилепская Т.Н. Поэтапное формирование понятийного мышления у глухих школьников // Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса: тез. докл. VIII Всесоюзных педагогических чтений (секция дефектологии). 25-28 марта 1988 г. - М., 1988. - С. 35. 

IX.III. На конгрессах, съездах, конференциях

  • Розанова Т.В. Некоторые особенности мышления глухих детей при решении предметно-действенных арифметических задач // Психология обучения и воспитания: тез. докл. на республиканской психологической конф., - Киев, 1964. - С. 315-316. 
  • Розанова Т.В. Мыслительная деятельность глухих школьников при решении арифметических задач // Проблемы психического развития аномального ребенка: материалы к XVIII Междунар. психол. конгрессу. - М., 1966. - С. 44-45. 
  • Розанова Т.В. Образная память глухих детей // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов / XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33-й. - М., 1966. - С. 33. 
  • Розанова Т.В. Некоторые методические вопросы исследования памяти у аномальных детей // Конференция по совершенствованию методов исследования в специальной педагогике и психологии: тез. докл. - М., 1970. - С. 70-73. 
  • Розанова Т.В. К вопросу о структуре умственных способностей у глухих детей // Изучение личности аномального ребенка: тез. докл. конф. 12-13 апреля 1977 г.. - М., 1977.- С. 98-99. 
  • Розанова Т.В. Роль речи в наглядном и понятийном мышлении // Проблемы изменения и восстановления психической деятельности: тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР (27 июня-2июля 1977 г., г. Москва). - М., 1977. - С. 147-148. 
  • Розанова Т.В. Индивидуальные соотношения в развитии наглядного и понятийного мышления у глухих детей // Проблемы психофизиологии. Диагностика нарушений и восстановление психических функций человека: тез. науч. сообщ. Советских совещания психологов к VI Всесоюз. съезду общества психологов СССР. (Москва, 18-22 августа 1983 г.). - М.,1983. - Ч. 3. - С. 474-476. 
  • Розанова Т.В. Задачи физического воспитания аномальных детей // Проблемы физического воспитания аномальных детей: материалы конференции, проведенной 4-5 июня 1986 г. в г. Горьком, М., 1987. - С. 4-6. 


Работает на Amiro CMS - Free