Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Слезина Нина Феодосьевна (1922 - 1996)




Нина Феодосьевна Слезина – выдающийся отечественный сурдопедагог, ученица, соратница и друг Федора Федоровича Рау.

Нина Феодосьевна родилась 1 января 1922 г. в г. Тотьма Вологодской области в семье служащих. После окончания средней школы в 1939 г. она поступила в Московский государственный дефектологический институт, который в 1941 году стал факультетом Московского государственного педагогического института.

Всю войну, несмотря на то, что ее семья эвакуировалась, она провела в Москве, деля с родным городом все тревоги и невзгоды военного времени.

В 1942 г., закончив досрочно институт и проработав несколько месяцев на детской площадке, молодой дефектолог становится учителем математики в старших классах, а также преподает арифметику в приготовительном и во втором классах школы глухих. Она руководит методическим объединением учителей математики школы.

Два десятилетия жизни были отданы Ниной Феодосьевной педагогической работе в школе глухих. Она не прекращала ее до 1962 г., совмещая педагогическую деятельность и с учебой в аспирантуре (1946 – 1949 гг.), и с научной работой в должности сначала младшего (1949 – 1955 гг.), затем старшего научного сотрудника (с 1955 г.) Института дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). С этим институтом связана вся творческая жизнь Нины Феодосьевны, она являлась его научным сотрудником более 40 лет, до последнего дня своей жизни.

Опыт работы Н.Ф. Слезиной учителем математики воплощен в трех учебниках математики для школы глухих детей, которые выдержали несколько изданий и были переведены на украинский, грузинский, эстонский и латышский языки, а также в двух учебниках арифметики для вечерних школ глухих. Учебники, созданные Ниной Феодосьевной, отличала особая стройность, логичность, насыщенность упражнениями и заданиями, направленными на преодоление специфических трудностей глухих детей в усвоении математики.

Однако главным делом своей жизни Н.Ф. Слезина считала разработку методических проблем формирования произносительной стороны речи у глухих. Первая научная работа в этом направлении – диссертационное исследование на тему «Первоначальное обучение глухонемых детей чтению вслух и произношению на основе сокращенных фонем», выполненное под руководством Ф.Ф. Рау. Диссертация была блестяще защищена в 1952 г., хотя бурные и долго не утихавшие дебаты среди научного сообщества сурдопедагогов, начавшиеся еще в процессе ее подготовки, выплеснулись во время защиты. Этот диссертационный Ученый совет навсегда запомнился всем, кто на нем присутствовал.

Прошли годы. Концентрический метод обучения произношению, предложенный в диссертации молодого научного сотрудника, стал общепризнанным. Ныне оригинальный концентрический метод первоначального обучения произношению глухих школьников с временным использованием сокращенной системы фонем положен в основу действующих программ обучения в школе глухих. И не только русской школы. Под непосредственным руководством Нины Феодосьевны разработаны варианты концентрического метода для грузинского, украинского, эстонского, латышского, азербайджанского и испанского языков.

Особое внимание Нина Феодосьевна Слезина и Федор Федорович Рау уделяли методическому обеспечению процесса формирования произносительной стороны речи. Ими совместно разработаны первые в нашей стране учебники «Произношение» (для подготовительного, первого и второго классов школы глухих), удостоенные премии им. К.Д. Ушинского, методики обучения глухих произношению, адресованные учителям и студентам, ставшие на многие годы классическими образцами методических пособий и широко используемыми и в настоящее время.

Нину Феодосьевну интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводит специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Его результаты обобщаются в монографии «Применение технических средств в обучении глухих произношению» (1975).

С середины 70-ых годов Нина Феодосьевна сосредотачивает внимание на изучении новых рациональных путей в формировании и коррекции произношения, ставших возможными в условиях интенсивного развития слухового восприятия глухих детей. Разрабатываются новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, создаются методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми. В последний год жизни была начата, но не завершена разработка вопросов совершенствования произносительной стороны речи глухих детей, обучающихся в массовых школах. Было задумано пособие, адресованное родителям этих детей …

Исследования Нины Феодосьевны Слезиной являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики. Их результаты отражены в ее печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.

Обширная очная и заочная организационно-методическая работа (проведение курсов повышения квалификации учителей, консультирование их и родителей детей с нарушенным слухом, обследование произносительной стороны речи учащихся, подготовка и разбор открытых уроков и индивидуальных занятий и т.п.) способствовала внедрению результатов исследований, проводимых Н.Ф. Слезиной, в широкую практику специальных школ страны.

Помимо научно-исследовательской деятельности Нина Феодосьевна вела огромную редакторскую работу. Она являлась составителем 24 выпусков сборника «Специальная школа» (1956–1964), заместителем главного редактора по подготовке двух изданий «Дефектологического словаря» (1964, 1970), выпущенных впервые в мире, редактором сборников «Воспитание в школе глухих», «Пособие по обучению произношению слабослышащих школьников 1–3 классов» и др. Нина Феодосьевна подготовила к печати работы любимого Учителя и Друга Ф.Ф. Рау, не опубликованные при его жизни.

Нина Феодосьевна вела большую работу по подготовке научных кадров. Под ее руководством были защищены восемь диссертаций по вопросам, связанным с формированием произносительной стороны речи (совместно с Ф.Ф. Рау), с овладением глухими жестовой речью, с обучением неслышащих физике, с историей дефектологии.

Нина Феодосьевна была сильной, цельной личностью с необычайно разносторонними, иногда полярными интересами. Редко кому удается сочетать деловую и творческую целеустремленность, так выразительно представленные в научных трудах и повседневной деятельности Нины Феодосьевны, и столь же яркое увлечение музыкой, творчеством И.С. Козловского, верным другом и секретарем которого она была до самой его смерти.

У Нины Феодосьевны был особый статус в Институте, хотя она никогда не занимала никаких административных постов. Ее суждения часто были резки, но всегда справедливы. Ее критика была нелицеприятной, но всегда конструктивной. Она была строгим Учителем и благожелательным Человеком. Поэтому к ней шли не только за опытом и деловым советом, но и поделиться своим самым сокровенным, за добром, за участием, как к старшей в семье. И это не случайно. Жизнь сложилась так, что уже в юности Нина Феодосьевна стала основной опорой в большой семье – материальной опорой отцу-инвалиду и главной помощницей матери в воспитании младших сестер и брата. Впоследствии Нина Феодосьевна приобрела еще одну большую семью, которую составили глухие люди, которым в детстве посчастливилось учиться у Слезиной. До конца ее дней они приходили к ней, к своей бывшей учительнице, писали ей письма как старшему другу. Они шли к ней со своими радостями, заботами и, как прежде, встречали понимание, доброжелательность, готовность помочь. А ведь ученики уже сами были на пенсии. Среди них были и ее первые выпускники, которые позже закончили Бауманский институт и работали в конструкторском бюро у С.П. Королева.

Все, кому довелось близко знать Нину Феодосьевну, знали, каким она была Другом, как она умела дружить, помогать, поддерживать. И как бы не складывалась жизнь, она всегда говорила то, что думала, отстаивала то, что считала правильным, никогда и никого не предавала и многие, поверенные ей секреты, ушли вместе с нею.

Доктор педагогических наук К.Г. Коровин, кандидат педагогических наук Н.Д. Шматко


Работает на Amiro CMS - Free