Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Выготский Лев Семёнович (1896 - 1934)



 Выготский Лев Семёнович





Лекции и доклады


Много Лев Семенович выступал на различных конференциях, съездах, заседаниях с докладами. Эти доклады (как и лекции) часто были подлинным праздником для слушателей и собирали огромную аудиторию. «Л.С. Выготский был исключительно интересным докладчиком и лектором. Не существовало таких обстоятельств и расстояний, которые помешали бы приехать на его выступление: доклад, лекции. В ходе сообщения он обсуждал научную проблему, невольно вовлекая слушателей в движение своей мысли, размышляя вслух, и подводил к выводу, который он всегда четко формулировал»1

«Самых разных людей он увлекал своими лекциями и докладами, которые отличались не только ораторским искусством, а и ясностью, оригинальностью и убедительностью... Нередко его ученики и сотрудники собирались у него на дому, и он по много часов рассказывал им о своих новых идеях; сохранились отрывочные записи А.Н. Леонтьева о докладе Льва Семеновича на тему «Системное и смысловое строение сознания», который (доклад) продолжался будто бы около семи часов»2

А.Н. Леонтьев в своем выступлении ссылался «на последние обширные доклады Л.С. Выготского, один из них продолжался почти 8 часов»3

Его доклады являлись не просто итогом уже известных исследований, а часто несли в своем содержании совершенно новые мысли, новые идеи, совсем неизвестные слушателям. Случалось и так, что иной раз его доклады ломали сложившиеся десятилетиями представления о том или ином явлении, увлекали, овладевали умами и душами слушателей, заставляли людей менять точку зрения, привлекали сторонников, делали из многих единомышленников. 

Так было, например, с его первым публичным выступлением на Втором психоневрологическом съезде в Петрограде в январе 1924 г. 

А.Р. Лурию (как он пишет) поразила сама манера изложения, убедительность стиля. «Еще большее впечатление произвело на меня содержание доклада. Вместо того, чтобы обсуждать какой-либо второстепенный вопрос, как подобало бы молодому человеку..., впервые выступавшему перед столь почетным собранием*, Л.С. Выготский выбрал трудную тему о взаимоотношении условных рефлексов и сознательного поведения человека»4

«Доклад был удивительным и по содержанию, и по форме. По содержанию доклад был явно «против течения»... 

Система изложения идей, которую мы тогда услышали от Л.С. Выготского, отличалась просто фантастическим блеском, совершенно фантастической ясностью мыслей. Этот доклад был удивителен не только по содержанию, но и по форме»5

Так было и на съезде СПОН в ноябре 1924 года. 

Главным событием съезда был доклад Льва Семеновича «О современном состоянии и задачах в области воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей». 

Этот доклад, по свидетельству профессора Д.И. Азбукина, был «громом среди ясного неба», он «перевернул» всю дефектологию. Сначала выступление Льва Семеновича делегаты встретили с недоумением. Но глубокая убежденность Льва Семеновича сыграла свою роль – переменила настроение присутствовавших – от недоумения они перешли к тому, что стали слушать его с глубоким интересом и вниманием. С этого съезда они, по воспоминаниям Дмитрия Ивановича Азбукина, уехали обновленными. 

Так было и в 1930 году на Всероссийской конференции учителей глухих в Москве. 

Вот как об этом вспоминает Р.М. Боскис. 

«1930 год, Всероссийская конференция учителей глухонемых в Москве. Большая аудитория, в которой сидят люди, отдавшие немалые годы своей жизни обучению глухонемых, совершенно уверенные в том, что единственным и неопровержимым положением, определяющим эффективное обучение глухонемых, является использование чистого устного метода, не допускающего применения каких бы то ни было средств обучения, кроме устной речи. Многие из сидевших в зале фактически убеждены в этом. 

В те времена на стенах, в школах для глухонемых обязательно висел плакат, обращенный к глухонемым детям: «Мимика – ваш враг». 

И перед этой аудиторией Лев Семенович читал доклад о полиглоссии. Утверждая положительную роль полиглоссии в развитии нормального ребенка, Лев Семенович показал, что и в школе глухонемых полиглоссия, под которой здесь он разумел устную, письменную и мимическую речь, может оказаться весьма продуктивной. Лев Семенович с поразительной убедительностью представил перед учителями значение мимической речи в интеллектуальном развитии глухонемого ребенка. 

Аудитория слушала его как зачарованная, не слышно было в зале ни малейшего шороха. Доклад Льва Семеновича завершился громом аплодисментов. Лица слушателей были освещены каким-то необычайным вдохновением. Одни сомневались, другие радовались ... И в это время председательствовавший известный профессор Д.В. Фельдберг приступил к заключительному слову. Он начал свое выступление словами: «Товарищи, над вами разорвалась бомба». В ответ на это аудитория зашумела и профессору Фельдбергу пришлось прекратить свое выступление. 

Слушатели тянулись к Льву Семеновичу. Ему было в это время только тридцать три года, рядом с ним стояли люди, убеленные сединами, пересматривающие свои давние убеждения. Своей ясной мыслью Лев Семенович сумел их переубедить. Блеск его замечательной логики всегда имел неотразимое влияние на слушателей».6   

Так бывало не раз... 

Вероятно, не случайно в статье, написанной сразу же после смерти Льва Семеновича и посвященной его памяти, А.Н. Леонтьев на одном из первых мест упоминает его педагогическую деятельность, называя его «блестящим педагогом».7

1. Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова. Воспоминания о Л.С. Выготском. // Дефектология. – 1984. – N 5 
2. П.Я. Гальперин. Из письма профессору Гиллермо Бланку (Аргентина). // Семейный архив Л.С. Выготского
3. Научная хроника. // Вопросы психологии. – 1967. – N 3
4. А.Р. Лурия. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. – М.: Изд-во МГУ, 1982. 
5. А.Р. Лурия. Лекция, посвященная Л.С. Выготскому в связи с 80-летием со дня рождения. Прочитана на факультете психологии МГУ 18/Х1-76г. // Семейный архив Л.С. Выготского. 
6. Боскис P.M. Выступление на Ученом Совете НИИД АПН СССР 27/XII-1966 г., посвященном 70-летию со дня рождения Л.С.Выготского // Семейный архив Л.С.Выготского. 
7. А.Н. Леонтьев. Л.С. Выготский. // Советская психоневрология. – 1934. – N 6. 
* Участниками съезда были многие известные ученые, такие как В.М. Бехтерев, Г.И. Россолимо, А.С. Грибоедов, Н.М. Щелованов, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, А.А. Ухтомский, М.Я. Басов, М.О. Гуревич, Г.Г. Шпет, В.А. Вагнер и др.











Работает на Amiro CMS - Free