Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Зайцева Галина Лазаревна (1934 - 2005)



Галина Лазаревна Зайцева принадлежит к выдающимся отечественным сурдопедагогам ХХ века. Она автор более 80 научных работ по проблемам обучения глухих, опубликованных и признанных как в России, так и за ее пределами.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Научные интересы Г.Л. были связаны с историей и теорией мировой и отечественной сурдопедагогики, изучением жестового языка глухих. Смыслом своей жизни она считала создание в России практики билингвистического обучения глухих и теоретическое обоснование этой новой педагогической системы.

После окончания в 1956 году дефектологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, Г.Л. поступила на работу в Люблинскую школу для глухих детей, и уже с этого времени проявляла неизменный интерес к жестовому языку и научным исследованиям в этой области сурдопедагогики.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Накопив десятилетний опыт практической работы в школе, Г. Л. Зайцева поступает в 1966 году в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР к Нине Феодосьевне Слезиной, блистательному специалисту в области устной речи глухих. Страстное и непоколебимое желание исследовать жестовый язык глухих находит поддержку у Нины Феодосьевны, благодаря чему по прошествии трех лет напряженного совместного труда Г.Л. успешно завершает диссертационное исследование на тему «Выражение пространственных отношений в мимико-жестикуляторной речи глухих». О твердости намерений и неукротимости темперамента диссертанта, а также дискуссионности поднятой им проблемы жестового языка судить можно по напутствию научного руководителя в день защиты: «Галя, я прошу Вас только об одном – не бейте членов совета указкой по голове ни при каких обстоятельствах».

В кандидатской диссертации Г.Л. Зайцева впервые описывает отличную от «звучащих» языков зрительно-пространственную субстанцию жестового языка, предлагает первую в отечественной сурдопедагогике методику его изучения. Проведенным исследованием она стремится опровергнуть укоренившееся представление о примитивности жестового языка глухих. На протяжении всей своей жизни она будет доказывать, что подобный взгляд является общепринятым заблуждением.

Уже в первой исследовательской работе Г.Л. предлагает размышлять над соотношением процессов развития словесной и жестовой речи глухих, требует от своих коллег принимать во внимание ситуацию билингвизма при построении систем обучения детей с нарушенным слухом. Стремится объяснить, что есть множество ситуаций в жизни глухих детей, разрешить которые педагог не сможет без опоры на «родной» для ребенка язык – жестовый.

Не раз коллегам приходилось слышать от Г.Л.: «Вы что, действительно, думаете, что глухой ребенок, не способный сказать о случившемся словами, не понимает происходящего? Он понимает много больше, чем ВЫ думаете, просто исследовать это без жестовой речи невозможно!». За такими выпадами немедленно следовала убедительная научная аргументация, и тон дальнейшей речи выдавал подлинную доброжелательность Г.Л., стремление объяснить другим то, что ей самой казалось таким понятным. Страстность и резкость Г.Л. происходили из желания объяснить, но никак не обидеть, оттого никто из коллег и не обижался, скорее, принимали это как должное.

Г.Л. Зайцева предлагает иначе взглянуть на процесс формирования языковой компетентности ребенка с глубоким нарушением слуха, отстаивает необходимость исследований жестового языка и его роли в психическом развитии глухого человека.

За кандидатской диссертацией последуют годы напряженного исследовательского труда. На протяжении почти трех десятков лет в стенах Института дефектологии АПН СССР она исследовала лингвистические и психолингвистические аспекты русского жестового языка, изучала проблему использования «родного» языка глухих в различных системах обучения. Ее публикации становились событием в сурдопедагогике и всегда вызывали жаркие споры в кругу институтских коллег. Среди сторонников и оппонентов были выдающиеся психолингвисты, сурдопедагоги, психологи, нейро- и психофизиологи, математики. Благодаря этому многолетнему, подлинно профессиональному и междисциплинарному общению оттачивались позиции Г.Л. Зайцевой.

В 1986 году в лаборатории общего и профессионального образования взрослых глухих, руководимой профессором А.П. Гозовой, состоялось нелегкое обсуждение докторской диссертации Г.Л. Зайцевой на тему «Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих», завершившееся положительным вердиктом. В 1988 году Г.Л. блестяще защищает докторскую диссертацию.

В стенах Института Г.Л. задумывает и пишет один из самых любимых студентами учебников под названием «Дактилология и жестовая речь». Коллеги по лаборатории становятся первыми восхищенными слушателями этой замечательной книги, делающей сложное простым, запутанное ясным. Автору удается на немногих страницах в простых словах прояснить позиции сторонников и оппонентов различных систем и методов обучения глухих. Благодаря таланту обнаруживать и точно обозначать «критические точки» в развитии различных взглядов на одну и ту же проблему, Г.Л. удается «внушить» начинающему профессионалу мысль о необходимости занять собственную позицию в вечном споре сурдопедагогов о речевых средствах.

Г.Л. была особенно нетерпима к наукообразию, считала своим долгом безжалостно критиковать такие публикации и обличать их авторов. Если Г.Л. хотела продемонстрировать высшую степень отрицания работы, то говорила с презрением: «Это не имеет к науке никакого отношения» и за этой фразой уже ничто не могло последовать – не оставалось предмета обсуждения.

Начало 90-х гг. для Г.Л. Зайцевой, было связано, прежде всего, со счастливой возможностью беспрепятственно общаться с иностранными коллегами, анализировать и обсуждать их обширный опыт исследований национальных жестовых языков, а также развивающейся на Западе практики обучения глухих в рамках билингвистической системы.

Накопленное за годы работы в Институте фундаментальное знание, страстное желание учить глухих на родном для них языке, подкрепленное духом свободы 90-х гг. и поддержкой зарубежных коллег, наконец-то, может воплотиться в жизнь. В 1992 году Г.Л. Зайцева оставляет Институт и создает первую в России билингвистическую гимназию, отдавая ей все свои силы на протяжении последующих тринадцати лет жизни. Естественным образом меняется круг профессионального общения, его теперь составляют, главным образом, сторонники билингвизма в России и других странах мира.

Первый выпуск учащихся билингвистической гимназии состоялся в 1998 году. Сбылась мечта – в России появился первый опыт обучения глухих на «родном» для них жестовом языке.

Г.Л. инициирует международные конференции и семинары по организации билингвистического обучения глухих в СНГ, России, Москве.

С ее помощью было организовано обучение глухих студентов в педагогическом колледже и университете.

Она была первым отечественным специалистом, признававшим и отстаивавшим право глухих людей быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии.

Г.Л. Зайцева была удостоена чести стать экспертом Международной федерации глухих.

Галина Лазаревна Зайцева была прекрасным полемистом, умела представить традиционную проблему в нетрадиционном ракурсе, рассмотреть ее с новых позиций, благодаря чему ей нередко удавалось обнаруживать «критические точки» в развитии теории и практики обучения глухих в России. Она была принципиальным и честным оппонентом в научных дискуссиях, всегда готовым помочь тем, кто входил в сурдопедагогику как исследователь.

Галина Лазаревна была чрезвычайно внимательна к работам своих коллег-сурдопедагогов, ее всегда интересовали новые направления исследований, она искала в них то, что могло бы помочь неслышащим людям. И если находила, была готова всячески поддерживать исследователя, причем даже в тех случаях, когда речь шла об альтернативных билингвизму подходах к обучению глухих.

Многие сурдопедагоги навсегда останутся благодарны Галине Лазаревне за ту «прививку свободомыслия», которая помогает им и сегодня не оставаться в плену догматических суждений, оценивать каждый факт с разных точек зрения, искать оппонента, который поможет увидеть не только сильные, но, прежде всего – слабые стороны исследования.

Галина Лазаревна была вдохновенным преподавателем сурдопедагогики. На протяжении многих лет она единственная вводила студентов в разные педагогические системы обучения глухих, учила понимать их и сравнивать, расширяла кругозор, обогащая знанием не только отечественного, но и зарубежного опыта. Ее убедительные и артистичные лекции и доклады останутся в памяти тех, кому посчастливилось их слышать.

На протяжении всей своей жизни Г.Л. Зайцева оставалась верной науке и преданной глухим.


Материал подготовили О.И. Кукушкина, Н.Д. Шматко

Работает на Amiro CMS - Free