Зайцева Галина Лазаревна. Биография (1934 - 2005)

Зайцева Галина Лазаревна
Режим чтения


Галина Лазаревна Зайцева принадлежит к выдающимся отечественным сурдопедагогам ХХ века. Она автор более 80 научных работ по проблемам обучения глухих, опубликованных и признанных как в России, так и за ее пределами.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Научные интересы Галины Лазаревны были связаны с историей и теорией мировой и отечественной сурдопедагогики, изучением жестового языка глухих. Смыслом своей жизни она считала создание в России практики билингвистического обучения глухих и теоретическое обоснование этой новой педагогической системы.

После окончания в 1956 году дефектологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, Галина Лазаревна поступила на работу в Люблинскую школу для глухих детей, и уже с этого времени проявляла неизменный интерес к жестовому языку и научным исследованиям в этой области сурдопедагогики.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Накопив десятилетний опыт практической работы в школе, Г.Л. Зайцева поступает в 1966 году в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР к Нине Феодосьевне Слезиной, блистательному специалисту в области устной речи глухих. Страстное и непоколебимое желание исследовать жестовый язык глухих находит поддержку у Нины Феодосьевны, благодаря чему по прошествии трех лет напряженного совместного труда Галина Лазаревна успешно завершает диссертационное исследование на тему «Выражение пространственных отношений в мимико-жестикуляторной речи глухих». О твердости намерений и неукротимости темперамента диссертанта, а также дискуссионности поднятой им проблемы жестового языка судить можно по напутствию научного руководителя в день защиты: «Галя, я прошу Вас только об одном – не бейте членов совета указкой по голове ни при каких обстоятельствах».

В кандидатской диссертации Г.Л. Зайцева впервые описывает отличную от «звучащих» языков зрительно-пространственную субстанцию жестового языка, предлагает первую в отечественной сурдопедагогике методику его изучения. Проведенным исследованием она стремится опровергнуть укоренившееся представление о примитивности жестового языка глухих. На протяжении всей своей жизни она будет доказывать, что подобный взгляд является общепринятым заблуждением.

Уже в первой исследовательской работе Галина Лазаревна предлагает размышлять над соотношением процессов развития словесной и жестовой речи глухих, требует от своих коллег принимать во внимание ситуацию билингвизма при построении систем обучения детей с нарушенным слухом. Стремится объяснить, что есть множество ситуаций в жизни глухих детей, разрешить которые педагог не сможет без опоры на «родной» для ребенка язык – жестовый.

Не раз коллегам приходилось слышать от Галины Лазаревны: «Вы что, действительно, думаете, что глухой ребенок, не способный сказать о случившемся словами, не понимает происходящего? Он понимает много больше, чем ВЫ думаете, просто исследовать это без жестовой речи невозможно!». За такими выпадами немедленно следовала убедительная научная аргументация, и тон дальнейшей речи выдавал подлинную доброжелательность Галины Лазаревны, стремление объяснить другим то, что ей самой казалось таким понятным. Страстность и резкость Галины Лазаревны происходили из желания объяснить, но никак не обидеть, оттого никто из коллег и не обижался, скорее, принимали это как должное.

Г.Л. Зайцева предлагает иначе взглянуть на процесс формирования языковой компетентности ребенка с глубоким нарушением слуха, отстаивает необходимость исследований жестового языка и его роли в психическом развитии глухого человека.

За кандидатской диссертацией последуют годы напряженного исследовательского труда. На протяжении почти трех десятков лет в стенах Института дефектологии АПН СССР она исследовала лингвистические и психолингвистические аспекты русского жестового языка, изучала проблему использования «родного» языка глухих в различных системах обучения. Ее публикации становились событием в сурдопедагогике и всегда вызывали жаркие споры в кругу институтских коллег. Среди сторонников и оппонентов были выдающиеся психолингвисты, сурдопедагоги, психологи, нейро- и психофизиологи, математики. Благодаря этому многолетнему, подлинно профессиональному и междисциплинарному общению оттачивались позиции Г.Л. Зайцевой.

В 1986 году в лаборатории общего и профессионального образования взрослых глухих, руководимой профессором А.П. Гозовой, состоялось нелегкое обсуждение докторской диссертации Г.Л. Зайцевой на тему «Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих», завершившееся положительным вердиктом. В 1988 году Галина Лазаревна блестяще защищает докторскую диссертацию.

В стенах Института Галина Лазаревна задумывает и пишет один из самых любимых студентами учебников под названием «Дактилология и жестовая речь». Коллеги по лаборатории становятся первыми восхищенными слушателями этой замечательной книги, делающей сложное простым, запутанное ясным. Автору удается на немногих страницах в простых словах прояснить позиции сторонников и оппонентов различных систем и методов обучения глухих. Благодаря таланту обнаруживать и точно обозначать «критические точки» в развитии различных взглядов на одну и ту же проблему, Галине Лазаревне удается «внушить» начинающему профессионалу мысль о необходимости занять собственную позицию в вечном споре сурдопедагогов о речевых средствах.

Галина Лазаревна была особенно нетерпима к наукообразию, считала своим долгом безжалостно критиковать такие публикации и обличать их авторов. Если она хотела продемонстрировать высшую степень отрицания работы, то говорила с презрением: «Это не имеет к науке никакого отношения» и за этой фразой уже ничто не могло последовать – не оставалось предмета обсуждения.

Начало 90-х гг. для Г.Л. Зайцевой, было связано, прежде всего, со счастливой возможностью беспрепятственно общаться с иностранными коллегами, анализировать и обсуждать их обширный опыт исследований национальных жестовых языков, а также развивающейся на Западе практики обучения глухих в рамках билингвистической системы.

Накопленное за годы работы в Институте фундаментальное знание, страстное желание учить глухих на родном для них языке, подкрепленное духом свободы 90-х гг. и поддержкой зарубежных коллег, наконец-то, может воплотиться в жизнь. В 1992 году Г.Л. Зайцева оставляет Институт и создает первую в России билингвистическую гимназию, отдавая ей все свои силы на протяжении последующих тринадцати лет жизни. Естественным образом меняется круг профессионального общения, его теперь составляют, главным образом, сторонники билингвизма в России и других странах мира.

Первый выпуск учащихся билингвистической гимназии состоялся в 1998 году. Сбылась мечта – в России появился первый опыт обучения глухих на «родном» для них жестовом языке.

Галина Лазаревна инициирует международные конференции и семинары по организации билингвистического обучения глухих в СНГ, России, Москве.

С ее помощью было организовано обучение глухих студентов в педагогическом колледже и университете.

Она была первым отечественным специалистом, признававшим и отстаивавшим право глухих людей быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии.

Г.Л. Зайцева была удостоена чести стать экспертом Международной федерации глухих.

Галина Лазаревна Зайцева была прекрасным полемистом, умела представить традиционную проблему в нетрадиционном ракурсе, рассмотреть ее с новых позиций, благодаря чему ей нередко удавалось обнаруживать «критические точки» в развитии теории и практики обучения глухих в России. Она была принципиальным и честным оппонентом в научных дискуссиях, всегда готовым помочь тем, кто входил в сурдопедагогику как исследователь.

Галина Лазаревна была чрезвычайно внимательна к работам своих коллег-сурдопедагогов, ее всегда интересовали новые направления исследований, она искала в них то, что могло бы помочь неслышащим людям. И если находила, была готова всячески поддерживать исследователя, причем даже в тех случаях, когда речь шла об альтернативных билингвизму подходах к обучению глухих.

Многие сурдопедагоги навсегда останутся благодарны Галине Лазаревне за ту «прививку свободомыслия», которая помогает им и сегодня не оставаться в плену догматических суждений, оценивать каждый факт с разных точек зрения, искать оппонента, который поможет увидеть не только сильные, но, прежде всего – слабые стороны исследования.

Галина Лазаревна была вдохновенным преподавателем сурдопедагогики. На протяжении многих лет она единственная вводила студентов в разные педагогические системы обучения глухих, учила понимать их и сравнивать, расширяла кругозор, обогащая знанием не только отечественного, но и зарубежного опыта. Ее убедительные и артистичные лекции и доклады останутся в памяти тех, кому посчастливилось их слышать.

На протяжении всей своей жизни Г.Л. Зайцева оставалась верной науке и преданной глухим.

Материал подготовили О.И. Кукушкина, Н.Д. Шматко

Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, корп.1
e-mail: muzey@ikprao.ru