Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Зислина Нелли Наумовна (1927 - 1995)



Зислина Нелли Наумовна (1927–1995) – кандидат биологических на­ук, доктор психологических наук, старший научный сотрудник, один из первых отечественных психофизиологов, начавших фундаментальные исследования в области изучения нейрофизиологических механизмов на­рушений зрительного восприятия.

Н.Н. Зислина в 1949 г., после окончания отделения психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, начала свой научный путь в Институте нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко в лаборатории выдающегося психолога нашего времени академика А.Р. Лурии, где приобрела неоценимые знания в области нейропсихофизиологии.

Дальнейшая ее научная деятельность связана с Институтом дефектологии Академии педагогических наук, в котором она проработала 43 года – с 1952 г. и до конца своих дней. На протяжении многих лет Н.Н.Зислина работала под руководством крупного нейрофизиолога, профессора Л.А. Новиковой, изучая деятельность центральной нервной системы у детей с отклонениями в развитии различной этиологии. Самые первые работы Н.Н. Зислиной были посвящены проблеме изучения высшей нервной деятельности детей с нарушениями умственного развития. Ею описаны общие и характерные для разных групп умственно отсталых детей осо­бенности ЭЭГ, которые явились естественно-научной основой для дифференциальной диагностики различных форм умственной отсталости. Боль­шое значение для разработки проблемы дифференциальной диагностики аномалий развития имели исследования возрастных изменений ЭЭГ в нор­ме и патологии у детей и подростков.

Исследования Н.Н. Зислиной внесли большой вклад в разработку проб­лемы сенсорной депривации. В экспериментах на зрительно деафференти­рованных животных ею было показано, что длительное выключение или ограничение зрительной афферентации приводит к нарушениям нейронных механизмов восприятия световых сигналов. Н.Н. Зислина изучала особенности формирования зрительных вызванных потенциалов у детей и под­ростков. Было показано, что созревание позднего комплекса компонентов ЗВП имеет длительный период (от 6–11 до 15 лет). Таким образом было выявлено характерное для нормы и патологии длительное формирование механизмов зрительной перцептивной системы.

В последние годы Н.Н. Зислина в содружестве со специалистами Института глазных болезней им. Гельмгольца проводила исследования, направленные на изучение психофизиологических механизмов нарушений зрительного восприятия и усовершенствование методов диагностики заболеваний органа зрения.

Результаты ее исследований представлены в более 100 научных работ, среди которых монография «Нейрофизиологи­ческие механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подрост­ков» и ряд крупных публикаций в академических журналах «Физиология человека», «Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова», «Физиологический журнал» и др. Комплексные, глубоко продуманные научные исследования Н.Н. Зислиной внесли огромный вклад в разработку проблем диагностики нарушений зрительного восприятия и медикопсихолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями умственного и физического развития.

Необыкновенно высокая требовательность к себе, принципиальность, истинная преданность науке позволили Н.Н. Зислиной получить уникальные, бесспорно достоверные и высокозначимые результаты. Творческая личность и глубоко образованный человек, она охотно делилась своими знаниями и опытом с молодыми сотрудниками, которых привлекали в ней не только богатейшие научные познания, но и огромная эрудиция, живой интерес к различным областям культуры, искусства, доброжелательность и высокая нравственность.


 / доктор псих. н. Л.П. Григорьева
 / канд. биол. н. Л.А. Рожкова

Работает на Amiro CMS - Free