Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Зыков Сергей Александрович (1907 - 1974)





К 90-летию со дня рождения С.А. Зыкова


Имя Сергея Александровича Зыкова (1907-1974 гг.), доктора педагогических наук, профессора, хорошо известное отечественным и зарубежным сурдопедагогам, связывается в первую очередь с созданием оригинальной системы обучения глухих детей языку, с введением в учебный процесс предметно-практического обучения. Однако этим не ограничивается вклад С.А. Зыкова в сурдопедагогику. Сергей Александрович Зыков, отмечала Р.М. Боскис в отзыве на его докторскую диссертацию, широко известен среди дефектологов своей плодотворной преобразующей деятельностью в области сурдопедагогики. За годы работы в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР заведующим сектором обучения и воспитания глухих детей (с 1948 по 1974 гг.) под руководством C.А. Зыкова и его непосредственном участии проводились исследования по различным проблемам сурдопедагогики, актуальным для соответствующих периодов развития школы для глухих детей. Усилия С.А. Зыкова, сотрудников возглавляемого им сектора, многочисленных аспирантов, творчески работающих учителей были направлены на создание целостной системы обучения и воспитания глухихшкольников. С научно-методических позиций разрабатывались принципы организации обучения, цели и задачи школ глухих, ее структура, учебный план и содержание образования, методы обучения. Специальные исследования были посвящены уроку как основной форме организации учебно-воспитательного процесса. Не оставались в стороне вопросы содержания, форм организации воспитательной работы в интернате, проблемы трудового обучения и физического воспитания. Это далеко не полный перечень проблем, которые разрабатывались коллективом единомышленников, возглавляемых C.А. Зыковым. Научная новизна, методическая и практическая проработанность исследовательских материалов привлекали к деятельности сектора НИИД научных сотрудников, учителей-практиков. Обладая большими организаторскими способностями, творческой увлеченностью, целеустремленностью, несгибаемой волей C.A. Зыков объединял вокруг себя специалистов, преданных сурдопедагогике, независимо от того, где они работали: в школе, в ВУЗе, в исследовательском институте. Единое руководство, общность цели, взаимопонимание, научное и человеческое, позволяли создавать сильные коллективы, способные решать на теоретическом, методическом и практическом уровнях актуальнейшие, сложнейшие проблемы сурдопедагогики, будь то обучение языку, введение новой дидактической системы с широким использованием предметно-практической деятельности (ППД) или интенсификация учебного процесса с одновременным сокращением сроков обучения глухих детей в школе.

О значимости научной деятельности С.А. Зыкова свидетельствует премия АПН РСФСР за работы по первоначальному обучению глухих детей языку (1953 г.), первая премия К.Д. Ушинского за книгу "Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения" (1962 г.), награждение медалью К.Д. Ушинского (1957 г.), присвоение звания Заслуженного учителя школы РСФСР за заслуги в народном образовании (1960 г.)

Присвоение звание заслуженного учителя РСФСР, награждение медалью К.Д. Ушинского особенно ценились С.А. Зыковым, который был учителем не только по образованию, но и педагогом по призванию.

Закончив школу II ступени в г. Твери и пройдя педагогическую практику, 18-летний юноша был назначен учителем и заведующим Поддубьевской школы. С этого времени вся трудовая деятельность С.А. Зыкова была связана с просвещением, с народным образованием, с жизнью страны: он боролся с неграмотностью, за коллективный труд в сельском хозяйстве, участвовал в войне, решал задачи ликвидации последствий войны в области образования. Вот факты из автобиографии: "мною был организован Красный уголок, через который вел культурно-массовую работу и агитацию за общественную вспашку земли" (2, 1925 г.); ремонт школы после ее разгрома, работа по ликвидации неграмотности, заведование на общественных началах избой-читальней, руководство вновь создаваемой общеобразовательной школой (1929 г.).

Благодаря своей сестре Антонине Александровне, которая работала учителем школы для глухонемых детей, С.А. Зыков познакомился с этим родом педагогической деятельности и после двухмесячного испытательного срока в декабре 1929 г. был назначен сурдопедагогом в Карачевскую школу (ныне Брянской области). "Это была небольшая школа, укомплектованная молодыми, неопытными педагогами. Я оказался в положении старшего товарища. Это заставило много работать над собой, вместе с другими учителями решать многие педагогические вопросы, изучать опыт соседних школ. В порядке общественной работы принимал активное участие в коллективизации сельского хозяйства, в проведении таких кампаний, как хлебозаготовки, распространение займов, самообложение на селе" (2).

Потребность в знаниях привела С.А. Зыкова в 1932 году в Перервенскую школу для глухонемых, в которой к этому времени был накоплен большой опыт обучения, в Московский городской педагогический институт (дефектологическое отделение, вечерний сектор). Получив специальность сурдопедагога, С.А. Зыков перешел на работу в Московскую школу для глухонемых № 384 (сначала в качестве учителя, а затем директора), по совместительству был методистом Московского городского дефектологического кабинета. В 1939 г. переведен в Наркомпрос РСФСР на должность начальника отдела специальных школ. "В первые дни войны добровольно пошел в Народное ополчение, в течение первого года был рядовым пулеметчиком, минометчиком, участвовал в боях за Москву". После учебы в артиллерийском училище вернулся на фронт командиром взвода топографической разведки, был назначен начальником штаба артиллерийского дивизиона. "... после настоятельных просьб в феврале 1946 г. был демобилизован". За участие в военных действиях С.А. Зыков награжден двумя орденами и двумя медалями.

В марте 1946 г. С.А. Зыков пришел на работу в Институт дефектологии АПН РСФСР. Был научным сотрудником, ученым секретарем, а с 1948 года до последних дней жизни возглавлял сектор обучения и воспитания глухих детей. Более 20 лет С.А. Зыков был членом дефектологической секции УМСа, членом редколлегии "Жизнь глухих", членом экспертной комиссии по педагогическим наукам ВАКа.

Становление С.А. Зыкова как сурдопедагога-практика, сурдопедагога-ученого проходило на фоне существенных изменений в социальной, общественной, научной жизни страны. Для сурдопедагогов особенно было важно совещание 1938 года, которое на многие годы определило направления развития науки и практики обучения детей с нарушениями слуха. Имена Н.Я. Марра, В.В. Оппель, И.В. Сталина, М.Л. Шкловского часто встречались на страницах сурдопедагогической литературы послевоенного времени. Их теории оказывали влияние на сурдопедагогическую практику, науку, требовали оценки специалистов. В дискуссиях принимал участие и С.А. Зыков. Он отмечал, что "... в дело обучения глухонемых внесено много путаницы. ...это предъявляет требование самого строгого критического пересмотра теории и практики обучения глухонемых в целях решительного устранения ошибок..." (8, с. 11). Нельзя забывать и о влиянии послевоенных решений съездов КПСС, которые требовали перестройки образования (не всегда оправданной) и распространялись на специальную школу, побуждая проводить исследования, определять возможные пути выполнения указаний партии и Правительства.

В 1925 году, когда началась педагогическая деятельность С.А. Зыкова, написана работа Л.C. Выготского "Принципы социального воспитания глухонемых детей", в которой дается оценка складывающейся в РСФСР системы обучения глухонемых детей. Отмечая успехи сурдопедагогики, Л.C. Выготский вместе с тем пишет: "...мы до сих пор не имеем научно разработанной и авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и особенностей физических, связанных с недостатками слуха и социальным дефектом - отсутствием устной речи". (18, с. 58). Обучение устной речи Л.C. Выготский называл кардинальным вопросом в воспитании детей. Правда, цитируемая работа Л.C. Выготского, впервые опубликована лишь в 1983 году, ею не могли воспользоваться современники ученого. Однако материалы статьи дают представление о том, как воспринимались проблемы обучения глухонемых детей ученым, какие принципы воспитания предлагалось заложить в работу с неслышащими.

К выводу о необходимости внести изменения в первоначальное обучение языку глухонемых пришел и С.А. Зыков. Будучи учителем Перервенской, а затем Московской школы № 384, С.А. Зыков попробовал обучать детей грамоте иначе, внес свои изменения в учебный процесс. Его опытом заинтересовались в Наркомпросе РСФСР и предложили оформить материалы в виде "Букваря". По сложившимся в то время подходам обучение грамоте по существу сливалось с обучением устной речи на основе буквосложения. С.А. Зыков предлагал развести эти два процесса и использовать звуковые образы. До выхода в свет "Букваря", как отмечал С.А. Зыков, учебник подвергался ожесточенной критике. Это заставило написать другую работу, которая должна была разъяснить принципиальную позицию автора. Так появилась первая работа "Методика первоначального обучения глухонемых детей русскому языку", которая вышла в свет вместе с "Букварем" в 1940 году.

Сейчас эти издания являются библиографической редкостью, ушел в прошлое и звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и устной речи, но для своего времени и "Букварь" и методика обучения русскому языку были актуальными и необходимыми. Стоит вспомнить следующие исторические факты. Первые программы для школ глухонемых (1929 г.) ориентировали учителей на выполнение задачи, которая считалась центральной, - привить глухонемому словесную звуковую речь. 30-ые годы ознаменовались выходом Постановления ЦК ВКП (б) о необходимости обеспечить у школьников прочные навыки чтения, письма, устной речи и систематическим и точно очерченным кругом знаний (1932 г.). Последующие решения Всероссийского совещания по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938 г.), в которых отмечалось, что школы глухонемых за 9 лет обучения не обеспечивают прохождение учащимися даже программы начальной школы, не дают необходимой речевой подготовки. Известно, что участники совещания вскрыли причины невыполнения школами своих задач, наметили пути выхода из критической ситуации. В предисловии к "Методике первоначального обучения глухонемых детей русскому языку" С.А. Зыков, накопивший к этому времени опыт работы с использованием собственного подхода к обучению языку, отмечал: "Настоящая книга ставит своей целью помочь сурдопедагогам пересмотреть практические и принципиальные положения по первоначальному обучению глухонемых детей русскому языку", "ориентировать молодых, начинающих сурдопедагогов в основных задачах" этого этапа работы школы (3, с 2).

В первоначальном периоде обучения русскому языку С.А. Зыков выделил три раздела: устная речь, письменная речь, обучение грамоте. Каждый из разделов имел свои задачи обучения, свое время начала работы, но главное - они не были изолированы один от другого, а объединялись единой целью - обучение детей словесной речи. "Речь есть акт общения, и так ее надо рассматривать в школе глухонемых". (Там же, с. 13). Этот тезис, пронизавший все разделы обучения языку, стремился раскрыть С.А. Зыков в своей первой работе. Автор дистанцируется от устного и письменного метода, критикуя их, доказывает, что это не методы, а системы обучения, которые имеют свои методы обучения устной, письменной речи. С.А. Зыков раскрывает свое несогласие с существовавшим в то время пониманием звукового аналитико-синтетического метода обучения устной речи. "С тех пор как стали обучать глухонемых устной речи по букварю (в том числе и по букварю, построенному, как говорят, по звуковому методу), звуковой метод перестал существовать". (Там же, с. 41). Описывая свой подход к обучению устной речи, С.А. Зыков пишет: "Звуковой (аналитико-синтетический) метод обучения звучащей речи берет на себя задачу обучения только звучащей речи и не имеет никаких посягательств на обучение грамоте, на обучение письменной речи и т.д." (Там же, с. 43). Этот метод, отмечал автор, обеспечивает работу над звуком, взятым из живой речи и вновь включенным в живую речь. Буква может быть показана только тогда, когда звук, обозначаемый буквой, произносится правильно. Работа со страницами букваря, т.е. чтение и письмо букв, начинается после проведения всей работы со звуком. Обучение чтению и письму, отмечал автор, "является мостиком, благодаря которому устная и письменная речь постепенно соединяются в одно русло словесной речи". (Там же, с. 75).

Такова в общем виде позиция С.А. Зыкова, отраженная в первой методике обучения русскому языку принципиально отличающаяся от существовавшей в тот период работы, по обучению речи глухонемых детей. Архив C.А. Зыкова хранит отзывы его современников на новую методику обучения языку и соответствующий ей учебник ("Букварь"). Рецензенты критиковали автора за борьбу с несуществующим методом (буквенный аналитико-синтетический метод); за перенос в школе глухонемых подходов к обучению слышащих детей; за предлагаемый им порядок постановки звуков, который отличается от утвержденного Всероссийским совещанием; за обилие в "Букваре" междометий, восклицаний (будто бы это мешает постановке естественного голоса); за стремление автора скорее дать текст для чтения и т.д.

В ответах на замечания рецензентов С.А. Зыков доказывает существование на практике буквенного метода, который не приносит хороших результатов в обучение глухонемых языку слов. "Я считаю, что старый звуковой метод с его скучными, нудными, "непонятными" для детей упражнениями для нас непригоден. Упражнения нужны, но для детей должна быть ясна их цель, и думаю, что наиболее приемлемым методом является звуковой аналитико-синтетический" (4). С другой стороны, в рецензиях отмечается ценность пособия в аспекте теоретического и практического освещения аналитико-синтетического метода. "Систему эту могут оспаривать, с ней могут не соглашаться, но ценно то, что она разработана и обоснована, чего до сего времени никто не сделал, а между тем в ней чувствуется большая потребность", - отмечает в своей рецензии Е. Заморенко (1). "Очень интересная работа, много новых оригинальных мыслей (остроумно сравнение мимической речи с костылями)...", – пишет в своем отзыве Е.П. Мусатова. "Методика первоначального обучения языку" и "Букварь" вошли в практику работы школ глухонемых, и последнее 12-ое издание "Букваря" вышло в 1957 году. Сейчас, когда со дня опубликования методики прошло более полувека, чтение этой книги представляет немалый интерес, т.к. в ней можно отметить положения, которые получат развитие в последующих работах C.A. Зыкова, которые он будет развивать и так же настойчиво и бескомпромиссно отстаивать в 40-60-ые годы, и которые актуальны и в настоящее время:

"Речь есть акт общения, и так ее надо рассматривать в школе глухонемых" (3, с. 13).
"...интерес к вещи и предмету должен быть использован для запоминания слова, обозначающего этот предмет. Если нет интереса, его надо создать..." (3, с. 13).
"... педагогический процесс должен быть направлен не просто на накопление словаря, а на накопление действенного словаря, через который учитель мог бы обращаться к ребенку..." (3, с. 14).
"Чтобы достигнуть успеха и в развитии речи, и в обучении грамоте, необходимо прежде всего отделить одно от другого, знать, когда и чему мы учим, обучать тому и другому теми методами, которые обеспечивают по данному предмету наибольший успех в кратчайшие сроки" (3,с. 67).
"... ученик правильно произвел действие, выраженное глаголом, значит он понимает его значение" (3, с. 14), "...через рисунок будет выражена логическая мысль ученика" (3, с. 27).
"...с самого начала, ученики видят подвижность, изменяемость речевого материала, а это очень важно". (3, с. 60).
"...нужно использовать все возможности, чтобы помочь детям хоть несколько понять окружающее" (3, с. 25).
"Мимика для глухонемого - вынужденная форма общения. Мимическая речь для глухонемого так же "естественна", как "естественны" костыли для человека, потерявшего ноги. Если человека поставить на свои ноги, он отбросит костыли". (3, с. 5).
"Развивая одну какую-то форму речи... и пренебрегая другой, мы явно создавали себе излишние трудности". (3, с. 8).
"Дать глухонемому ребенку устную речь - "это тяжелый, сложный, кропотливый труд, требующий от педагога большого мастерства, умения и знания своего дела". "...это труд почетный и радостный" (3, с. 29).
В приведенных выдержках из "Методики первоначального обучения языку" С.А. Зыкова явно просматриваются ростки будущих подходов к обучению языку по принципу формирования речевого общения (создание потребности в словесной речи, обучение детей общению и использование в этих целях предметно-практической деятельности, создание речевой среды); необходимость целенаправленного обучения разным формам словесной речи; направленность педагогического процесса на развитие учащихся; необходимость изучать проблему методов обучения; большое уважение к труду сурдопедагога и вера в возможность получить хороший результат в обучении глухонемых.

Сравнение первой печатной работы С.А. Зыкова с его последующими трудами свидетельствует и о пересмотре автором некоторых первоначальных позиций. Это относится к проблеме использования дактильной формы речи, которая не рассматривалась в качестве исходной в обучении языку, к вопросам о методике "постановки понятий", о последовательности в обучении чтению, письму, устной речи. Проблема обучения глухонемых детей языку продолжала оставаться центральной в научной жизни С.А. Зыкова.

Научно-исследовательскую деятельность в качестве научного сотрудника НИИД АПН РСФСР С.А. Зыков начал с проблемы обучения глухонемых языку. Предметом его исследования стали вопросы обучения грамоте. Обосновывая актуальность темы, автор отмечал, что эта проблема оказалась менее других разработанной в сурдопедагогике: ни в русской, ни в иностранной литературе нет работ, посвященных этому разделу обучения, хотя обучение чтению и письму глухонемых детей проводилось. Объяснение этому историческому факту С.А. Зыков видит в том, что и теория и практика сурдопедагогики были направлены не на разработку частных методик, а на решение вопроса о методе обучения глухонемых. С еще большей настойчивостью, чем в первой работе (1940 г.), С.А. Зыков утверждает, что "чистый устный метод", "мимический метод", являются системами обучения. Представители этих систем имели взаимно исключающие друг друга взгляды на обучение глухонемых детей языку, на обучение их чтению и письму. Но объединяло их то, что, формулируя свои позиции в отношении обучения языку, авторы систем тем самым закладывали условия осуществления учебно-воспитательного процесса, определяли его цели и задачи, содержание и методы обучения. Отмеченные системы обучения глухонемых имели свои методы обучения языку, методы обучения математике и другим предметам.

Обучение грамоте - это раздел обучения глухонемых детей со своими задачами, содержанием, методами обучения - вот главная мысль, которую защищал С.А. Зыков в диссертации на соискание звания кандидата педагогических наук. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработка которого была начата С.А. Зыковым в конце 30-ых годов, прерванная в годы войны, получила свое дальнейшее развитие. В отзыве на диссертацию С.А. Зыкова "Обучение глухонемых детей грамоте" доктор педагогических наук, профессор В.М. Чистяков отмечает: "Разумно построенная методика эксперимента и тщательно обработанные результаты убедительно показывают зависимость навыков чтения и письма от методики обучения грамоте, принимаемой учителем, и преимущество обучения грамоте на звуковом принципе" (1). Диссертация С.А. Зыкова имеет большую ценность и как исследование, и как практическое руководство для учителя.

По материалам исследования в 1947 году С.А. Зыковым была написана монография "Обучение глухонемых детей грамоте"(6). Оценивая книгу, С.П. Редозубов заключает: "... выводы автора совершенно правильны и соответствуют выводам науки, освещающей процессы чтения и письма у глухонемых детей" (1). Эта работа С.А. Зыкова была отмечена премией К.Д. Ушинского.

В дополнение к монографии по обучению грамоте, методическим рекомендациям, изложенным в статьях, "Букварю", С.А. Зыковым были разработаны таблицы по обучению грамоте с подробной методической запиской. Рецензенты этой работы отмечали, что в процессе обучения грамоте С.А. Зыков стремится приобщить глухонемого ребенка к живой активной устной речи, наполняет пособие материалом, нужным и интересным для детей, включая в речь школьников междометия, частицы, дает много иллюстраций. Комплексная научно-методическая разработка проблемы обучения грамоте глухонемых детей имела большое значение не только для современников, но и для последующего развития обучения языку.

В дальнейшем вопросы обучения глухонемых детей языку продолжают оставаться главными в исследовательской работе С.А. Зыкова. В 1948 году выходит его статья, посвященная результатам изучения состояния знаний и навыков по русскому языку учащихся приготовительных классов школ глухонемых (7). Анализу подвергались устная и письменная формы словесной речи учащихся, а также характер работы учителя класса (изучались календарные и поурочные планы, методика ведения уроков, количество "пройденных" слов из словаря устной и письменной речи и др.). Изучение результатов обучения языку показало, низкое качество детских работ по двум разделам обучения. В статье раскрыты причины плохого речевого развития учащихся обследованных школ, большинство которых, по мнению С.А. Зыкова, касалось недостатков в организации и методике обучения языку в приготовительных классах. Устранение этих причин находится в руках школы и учителей. К аналогичным выводам пришли сотрудники, изучавшие речевое развитие глухонемых учащихся 4-х и 8-х классов (А.Ф. Понгильская, М.И. Страхова и др.).

Неудовлетворенность результатами речевого развития воспитанников школ глухонемых побуждала С.А. Зыкова искать путь повышения качества работы по русскому языку. В материалах, посвященных этой проблеме (отдельные статьи, главы в методических пособиях, в докладах и выступлениях) зазвучала мысль о необходимости "...самого строгого критического пересмотра теории и практики обучения глухонемых..." (8, с. 11). В цитируемой работе появляются новые тезисы об обучении языку глухонемых, которые получают дальнейшую разработку: все направления в обучении языку должны быть связаны между собой; разговорная речь должна стать исходной в обучении звуковому языку; только с помощью языка слов возможно всестороннее развитие личности глухонемого; необходимо пересматривать методы обучения, т.к. процветает вербализм, меловой метод". С.А. Зыков приходит к выводу "...расширение роли дактилологии в обучении, на наш взгляд, необходимо для улучшения качества работы по обучению устной и письменной речи" (Там же, с. 27).

В 1955 году в сборнике Учебно-воспитательная работа в специальных школах, в III выпуске, появляется статья С.А. Зыкова "Проблема формирования у глухонемых детей речи как средства общения" (11), напечатанная в порядке обсуждения. Автор пишет: "Изучение работы школ показывает, что учащиеся во многих случаях овладевают правилами грамматики языка и в состоянии написать изложение и сочинение. Но те же учащиеся оказываются беспомощными в выражении речью простейших потребностей, нередко выходят из школы, не умея общаться языком слов" (11, с. 23). В статье говорится о начале экспериментальной работы, которая ведется 3 года, по обучению языку по принципу формирования речевого общения.

Выступая на юбилейной сессии в 1957 году, С.А. Зыков отмечал, что за последние 20 лет в разработке теории обучения языку изучению подверглись вопросы развития речи, чтения, грамматики, произношения (Р.М. Боскис, Е.Ф. Заморенко, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская, Н.С. Рождественский, И.А. Соколянский, М.И. Глебова, М.А.Томилова, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюков, К.А. Волкова и др.), психологии обучения языку (Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев и др.), истории сурдопедагогики (А.И. Дьячков, А.Д. Доброва, А.Г. Басова и др.), возросла научная доказательность решаемых проблем, основанная на изучении практики, обобщении экспериментальных данных и результатах исследований по таким наукам, как физиология, психология, языкознание. На фоне отмеченных достижений науки, практики развернулось широкое обсуждение нового подхода к обучению языку, который разрабатывал С.А. Зыков совместно со своими сторонниками. Обсуждение превратилось в широкую научную дискуссию о методах обучения языку глухих школьников, о месте в этом процессе разных форм речи и о задачах, методах обучения им.

Обучение языку по принципу формирования речевого общения принципиально меняло всю работу по этому важному разделу школьного обучения и вносило коренные преобразования в весь учебно-воспитательный процесс. Вместо принятого изучения языка, в результате которого глухонемые дети должны были овладеть речевым общением, С.А. Зыков разрабатывал такую систему обучения, при которой развиваемая у школьников способность речевого общения стала бы эффективным условием овладения языком.

Создавалась целостная система обучения языку с новыми принципами, целями, задачами, содержанием и методами обучения. Настойчиво и последовательно, в острых дискуссиях С.А. Зыков отстаивал, разъяснял основные положения новой системы, руководил широкомасштабным экспериментом, разрабатывал содержание и методы обучения. Обучение языку в коммуникативной функции, обучение общению языковыми средствами требовало реализации связи с разными видами деятельности, использование потребности детей в общении с окружающими, организации речевой среды. Овладение языком как средством общения оказывалось крайне затруднено, если начинать с формирования речи в устной или письменной форме, поэтому исходной была выбрана дактильная форма речи. Исследования С.А. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Е.Н. Марциновской, М.Ф. Титовой и др. показали, что укрепившееся в сурдопедагогической литературе предубеждение в отношении дактильной формы речи являются ложными. Более того, в дактильной речи, содержится мощный фактор компенсации в виде мышечного чувства руки. При обучении речи, начиная с дактильной формы, с последующим формированием устной речи, устанавливается прочная единая нейродинамическая система, что убедительно доказала в специальном исследовании Л.А. Новикова. Использование мышечного чувства руки оказывает благотворное влияние на овладение устной речью. Для ускорения процесса становления устной речи использована разработанная Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной сокращенная система фонем.

Преимущества новой системы обучения языку были весьма существенны. Так, в первый год обучения в школе дети усваивали 550-600 слов (вместо 200), до 80 разновидностей предложений. Но главное заключалось в том, что уже с первых месяцев обучения глухие школьники под руководством учителя начинали общаться словесной речью.

Коренное улучшение качества обучения глухих детей, достигаемое в экспериментальных классах школы глухих НИИД и других школ, создавало повышенный интерес со стороны практических работников, и это облегчило внедрение результатов исследований в практику и обеспечило широкую проверку исследования в течение 8 лет. В 1958 году обучение языку по принципу формирования речевого общения вошло во все школы РСФСР, Украинской, Белорусской и др. республик.

"Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения" явилось темой докторской диссертации С.А. Зыкова, защита которой состоялась в октябре 1960 года. В своем отзыве на диссертацию доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР Р.М. Боскис отмечала, что труд С.А. Зыкова содержит совершенно новую, безусловно эффективную систему обучения глухонемых детей языку и является ценным вкладом в педагогическую науку. Профессор Н.И. Жинкин назвал диссертацию С.А. Зыкова новаторской и вместе с тем фундаментальной, имеющей теоретическую и практическую ценность. Профессор В. Чистяков отмечал, что значение работы С.А. Зыкова шире, оно выходит за рамки сурдопедагогики, может найти применение в методике обучения русскому языку в нерусских школах.

Старейший сурдопедагог, консультант-методист Казанской школы глухонемых Е.Г. Ласточкина писала в отзыве: "Полученные путем применения этой системы результаты обучения русскому языку, гораздо лучше, чем при применении существовавшей до настоящего времени системы" (1).

Кроме положительной оценки работы С.А. Зыкова при защите диссертации звучала и острая критика, которая, однако, не только не повлияла на высокую оценку разработанной системы обучения языку, но и способствовала консолидации сурдопедагогов-ученых, сурдопедагогов-практиков вокруг новых идей в обучении глухих детей.

В 1961 году С.А. Зыковым была опубликована монография "Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения" (12). В сохранившихся архивах С.А. Зыкова имеются рецензии на эту работу. В них отмечается, что "...монография в целом представляет собой очень большой труд, который является солидным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики" (д.п.н. В.И. Бельтюков). Работа "...представляет собой значительный вклад в сурдопедагогику, центральным вопросом которой, как известно, является обучение глухих языку. С.А. Зыков по-новому подошел к решению этого в высшей степени трудного вопроса, раскрыл и обосновал (теоретически и экспериментально) основные принципы защищаемого им нового направления". (Н.С. Рождественский, ст.н.с. ИОПО АПН РСФСР). "Путем многолетнего систематического обучения глухих детей языку, разработки и усовершенствования программы, применения рациональных методов обучения, автор добился больших результатов в развитии речи у глухих детей" (д.п.н. М.И. Земцова). В своем отзыве А.И. Мещеряков подчеркивает продуктивность методики исследования, которая включала не только теоретическое обоснование нового подхода к обучению языку глухих детей, но и широкий многолетний эксперимент, "...доказательность выводов оказалась совершенно необходима в связи с тем, что вокруг развернутого исследования велась острая борьба. Особенно дискуссионным являлось привлечение дактильной (пальцевой) речи в качестве первой речевой формы..." "Экспериментальное изучение дискуссионных вопросов и широкая опытная работа заставила противников предложенной системы снять свои возражения" - пишет А.И. Мещеряков (1).

Разработанная система обучения языку быстро распространялась по территории СССР. Она вызвала интерес за рубежом, особенно в социалистических странах. "Во всех странах, разрабатываемая С.А. Зыковым и его сотрудниками система, получившая название Советской системы, справедливо противопоставляется известным в мировой литературе системам", писал в отзыве А.И. Мещеряков.

На основе выполненных исследований С.А. Зыковым и сотрудниками были разработаны новые программы, созданы методические пособия, написан новый "Букварь", учебники. Методические руководство "Обучение глухих детей языку", изданное в 1959 году, раскрыло всю работу в приготовительном классе по обучению дактильной, устной речи, обучению грамоте и долгие годы оставалось настольной книгой учителя и воспитателя.

Однако выполненные под руководством С.А. Зыкова в секторе сурдопедагогики НИИД работы представляли собой лишь начало создания новой системы. Опыт перестройки обнаруживает, как говорит С.А. Зыков, что фактически внесены преобразования лишь в обучение диалогической речи, а провозглашенный принцип связи речевого развития с различными видами деятельности школьников не находил достаточной реализации. В связи с этим проводятся исследования по обучению монологической речи с реализацией принципа коммуникации (И.В. Колтуненко), обучение грамматике (Л.П. Носкова, Э.Н. Хотеева). Опубликованное в книге "Новое в методах обучения глухих детей" исследование сектора сурдопедагогики показало, что сложившаяся дидактическая система нуждается в преобразовании. Она строится на сообщении "готовых" знаний. Такой путь сообщения знаний оказывается для глухих школьников сложным и непродуктивным, не обеспечивающим развитие их познавательной деятельности. Для преодоления недостатков, для развития активности и самостоятельности учащихся в учебный процесс предлагается ввести такие виды деятельности, как предметно-практическую, изобразительную, измерительно-вычислительную и др. Начинается новый этап в творческой деятельности С.А. Зыкова, связанный с внедрением в учебный процесс младших классов предметно-практической деятельности, с совершенствованием системы обучения языку по принципу формирования речевого общения.

В 1971 году в докладе на Ученом совете НИИД, посвященном развитию системы обучения глухих школьников речи как средству общения, С.А. Зыков говорил: "Исследования последних лет, посвященные использованию предметно-практической деятельности в качестве средства специфического развития глухих школьников, показали особое значение этой деятельности и для реализации основных положений разрабатываемой системы обучения глухих школьников речи". "В этих условиях создаются предпосылки формированию общения глухих школьников между собой, что до сего времени оказывалось непосильной задачей..."(1).

Внедрение в учебный процесс предметно-практической деятельности, вызвавшее необходимость пересмотра учебного плана, программ по всем предметам, методов, форм работы, было не менее трудной задачей, чем работа по созданию системы обучения языку.

Исследования по использованию предметно-практической деятельности в учебном процессе младших классов включало в себя теоретическое, методическое, практическое обоснование значения включения разных видов деятельность в учебный процесс. Педагогический эксперимент, начатый в 1964 году в школе глухих НИИД и в школе № 101 г. Москвы, доказывал преимущества новой организации, содержания, методов обучения. С.А. Зыков обращал внимание на то, что привлечение предметно-практической деятельности - мера, необходимая для совершенствования педагогического процесса в разных планах. Эта деятельность служит средством развития глухих детей, условием активизации их познавательной деятельности, источником первоначальных знаний (особенно житейских понятий), базой для обучения языку в его коммуникативной функции. В новых условиях были значительно расширены программы по языку и, особенно, по развитию разговорной речи (почти вдвое). Достаточно высокое качество детской речи доказывало продуктивность нового подхода к учебному процессу. Принцип коммуникации был распространен и на обучение монологической речи в младших классах. Причем уроки предметно-практического обучения (ППО) создавали основу в обучении связным высказываниям, в развитии сознательного отношения к чтению. Связь обучения языку с деятельностью как одно из условий реализации принципа коммуникации распространялся на весь учебно-воспитательный процесс. Программы по всем учебным предметам предусматривали речевой материал, нужный для сообщения знаний и для общения на уроке.

В 1969 году Министерство просвещения РСФСР распространило экспериментальные программы на 30 школ, началась их опытная проверка во всех республиках.

В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения.

Результаты научно-исследовательской работы по использованию ППД в учебном процессе школы глухих отражены в монографическом сборнике, написанном С.А. Зыковым с группой сотрудников, который увидел свет лишь в 1976 году, после смерти руководителя этой темы (16). Исследование убедительно доказало развивающую роль обучения с опорой на предметно-практическую деятельность, значение этого вида деятельности для развития речи, мышления учащихся, для преобразования всего сурдопедагогического процесса.

Методику обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения в условиях широкой опоры на ППД С.А. Зыков начал писать в конце 60-х годов и работал над ней в течение нескольких лет, теоретически обосновывая, методически подкрепляя все положения вновь созданной дидактической системы обучения языку. "Свою задачу автор видит в том, чтобы раскрыть научные основы принятой в советской школе для глухих коммуникационной системы обучения языку", "показать принципиальные отличия" этой системы от других, имевшихся и имеющихся в современном мире; изложить методику обучения глухих учащихся языку слов и "сказать не только, как поступать в том или ином случае, но и почему именно так целесообразно обучать глухих детей речи" (17, с. 4) .

К большому сожалению и эта работа, которой Сергей Александрович придавал большое значение и которую адресовал студентам, начинающим сурдопедагогам, была издана только в 1977 году. Итак, первая и последняя работы С.А. Зыкова посвящены методике обучения языку глухих школьников. Но, если в начале творческого пути работа по обучению языку была лишь частной методикой первоначального обучения, то в конце жизни ученого методика обучения языку, имеющая теоретическое, экспериментальное обоснование, методическое обеспечение, являлась основой новой дидактической системы обучения, обеспечивающей детям неполное среднее образование.

Временной период между первой и последней работой С.А. Зыкова, измеряемый 37 годами, включивший в себя и 6 лет войны, был насыщен научной работой не только по проблеме обучения языку. Свою деятельность С.А. Зыков не сводил к решению отдельных, хотя и актуальных проблем сурдопедагогики. Объектом его внимания, изучения была вся система обучения глухих детей, плодотворное развитие и совершенствование которой отмечалось не только отечественными, но и зарубежными специалистами.

Проблема воспитания глухих школьников была в центре научного внимания С.А. Зыкова. Еще в 1940 году при изучении состояния учебно-воспитательной работы в школе глухонемых, С.А. Зыков отмечал, что во многих школах хорошо поставлено воспитание детей. Он приводит в качестве примера многие школы России, демонстрируя хорошее знание школ, их руководителей и педагогов. Вместе с тем, С.А. Зыков отмечал и недостатки, связанные в основном с однообразием в содержании и формах работы. "Организуемые мероприятия часто не учитывают интересов учащихся, не мобилизуют детской инициативы, не способствуют развитию творчества" (5, с. 13). Основной причиной недостатков С.А. Зыков считает низкую квалификацию воспитателей и перечисляет возможные пути повышения качества работы интернатов.

Обращаясь к проблемам работы воспитателей в связи с повышением качества обучения языку, С.А. Зыков призывает более продуктивно использовать внеклассное время для обеспечения детям речевой практики (8). В наиболее полном виде вопросы организации, содержания, методов работы в условиях интерната были представлены в руководстве "Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей", изданной в 1961 году под редакцией С.А. Зыкова. В пособии впервые сформулированы основные положения воспитательной работы в интернате, определены организационные формы, содержание и методы этой работы. Практическое значение этой книга трудно переоценить, если учесть, что большинство школ в то время имели интернаты. Главная мысль, сформулированная в Предисловии: "Один и тот же объект воспитания, общие задачи, стоящие перед школой и интернатом, требуют от педагогического коллектива единства в воспитательной работе" (Там же, с. 3).

В своих работах С.А. Зыков проводил мысль о том, что все исследования сотрудников сектора сурдопедагогики необходимы "... не только для решительного улучшения учебного процесса, но и для решения воспитательных задач школы, которые, как известно, не менее значимы, чем образовательные" (15, с. 1). Основополагающим принципом воспитательной работы является, неоднократно замечал С.А. Зыков, равнение на здоровые начала неслышащих детей. В последние годы своей творческой жизни он интересовался проблемой организации разновозрастных групп в интернате, разработкой содержания, методов воспитательной работы в аспекте интенсификации общего и речевого развития школьников во внеклассное время.

Значимой в деятельности С.А. Зыкова являлась проблема трудового воспитания и трудовой подготовки глухих школьников. "Развитие трудовых навыков, начиная от самых элементарных - по самообслуживанию, занятия с бумагой, картоном и до профессионально-трудовых навыков включительно, - все это одинаково важные разделы работы по подготовке учащихся к практической деятельности", - писал С.А. Зыков (5, с. 12). Он выступал против ранней профессионализации в подготовке школьников. Тесное содружество сектора сурдопедагогики со школами обеспечивало решение важных вопросов соединения обучения с трудом, повышения роли труда как средства развития и воспитания учащихся, приближения процесса обучения к жизни, повышения качества учебно-воспитательного процесса школы в целом и подготовки учащихся к труду на современном производстве. Научное решение этих вопросов нашло свое отражение в перестройке структуры школы, ее учебного плана. Были установлены три ступени трудовой подготовки: ручной труд, общетехническая подготовка и профессиональная подготовка как заключительный этап обучения труду. Основной принцип трудовой подготовки заключался в тесном взаимодействии с общим образованием. Тезис, который отстаивал С.А. Зыков, заключался в том, что в обучении глухих школьников отношение между практическими работами и знаниями должны иметь своеобразие, заключающееся в том, что во многих случаях обучение надо начинать с практики. В процессе практической деятельности и на ее основе сообщать детям знания, от конкретных заданий вести к обобщениям, к познанию теории. Эта позиция С.А. Зыкова, как известно, позднее привела к введению в учебный процесс ППД, к замене в младших классах уроков ручного труда уроками ППО, которые начали выполнять не только задачи трудового обучения, но и речевого и общего развития. Идея продуктивности связи развития глухого школьника с практической деятельностью нашла свое воплощение в исследованиях, выполненных под руководством С.А. Зыкова, в средних классах (Л.А. Новоселов, В.М. Вельгус).

Немалый вклад С.А. Зыков внес в разработку проблем дидактики: в совершенствование структуры школы, в разработку учебных планов и программ, в развитие методов обучения, в соответствии с задачами школ для глухих, которые определялись социальным заказом. Главным принципом в решении все возрастающих задач в области специального образования, С.А. Зыков видел в углубленном изучении специфики развития глухого ребенка в целях более полного приближения их к норме, равнение не на дефект, а на здоровые силы и потенциальные возможности учащихся. Преобразования, вносимые в систему обучения глухих школьников, основывались на хорошем знании глухого ребенка, процесса обучения неслышащих, на всестороннем изучении и оценке результатов деятельности школ, на широкой экспериментальной работе, на изучении и обобщении передового опыта в сочетании с теоретическим обоснованием нововведений.

В 1954 году выходит работа С.А. Зыкова "Методы учебно-воспитательной работы на уроке в школе глухонемых", которая явилась главой пособия "Урок в школе глухонемых" (9). В отзыве на эту работу Н.Ф. Слезина отмечает, что работа "... написана на очень актуальную тему, с большим знанием школы. В работе даны правильные, четкие указания на недостатки в практике, в то же время широко представлен положительный опыт" (1). Главный вывод, к которому пришел С.А. Зыков в изучении методов, используемых в школе, - их бедность, недостаточное распространение практических и наглядных методов обучения. Автор показал, в каком направлении необходимы изменения в использовании методов, дает образцы такой организации работы, при которой повышается активность и самостоятельность школьников.

Переход школ на обучение языку по принципу формирования речевого общения привело к дальнейшему совершенствованию педагогического процесса: был пересмотрен учебный план, программы, методы обучения. Проведенные исследования обеспечили дополнительное обогащение содержания обучения: 8-летние школы глухих стали давать знания в объеме основных требований массовой школы; 12-летние школы переведены на программы 8-летней массовой школы.

Перевод массовых школ на новые программы с возросшими требованиями потребовали от сурдопедагогов поисков резервов для дальнейшего совершенствования подготовки учащихся. Разработанные учебные планы, программы, новые методы обучения на основе выполненных сотрудниками НИИД исследований по использованию в учебном процессе ППД, позволили повысить речевое и общее развитие школьников и обеспечить им общеобразовательную подготовку, соответствующую уровню неполного среднего образования.

Следующий этап в совершенствовании структуры школы, его учебного плана, программ был связан с необходимостью сокращения сроков обучения при одновременном повышении его эффективности для решения задач среднего образования. Под руководством С.А. Зыкова начался эксперимент по интенсификации учебного процесса. Организационным условием для решения поставленной задачи было сокращение наполняемости класса с 12 до 7 человек. Кроме того, разрабатывалась гипотеза введения в школы двухгодичных дошкольных отделений. Исследования в этом направлении имели не только научное, но и социально-экономическое значение, поскольку позволяло неслышащим ученикам раньше получать обязательный уровень образования и начинать самостоятельную жизнь.

В исследовании по интенсификации учебно-воспитательного процесса определялись пути повышения качества, эффективности обучения. Они связывались с усилением действия принципа коммуникации, с широкой опорой на ППД. В этом исследовании особенно отчетливо зазвучала мысль С.А. Зыкова, которую он высказывал в предыдущие годы, о необходимости усилить роль развития глухого ребенка как средства компенсации. Доказывая справедливость тезиса Л.С. Выготского о роли социального развития, компенсации через развитие, применительно к обучению глухих детей, обращается к результатам исследований по разработке системы обучения языку глухих детей с опорой на ППД и заостряет внимание на проблеме коллектива как фактора развития неслышащего ребенка. Большое значение для интенсификации учебного процесса С.А. Зыков придавал работе по развитию и использованию остаточного слуха детей, исследованиям в этом направлении Е.П. Кузьмичевой (14, с. 197-199).

Первый этап педагогического эксперимента по интенсификации учебного процесса в младших классах школы НИИД Свердловска № 139 и № 89 был успешно завершен сокращением сроков прохождения программ младших классов на 1 год. Об этом С.А. Зыков сообщил в своем последнем докладе в НИИД 23 октября 1974 года. Он отметил, что данный эксперимент является центральным в исследовании сектора и посвящен усовершенствованию системы образования глухих. По направлению, принципам построения педагогический эксперимент является прямым продолжением и развитием исследований сектора, выполненных в предыдущие годы.

Ценность научно-исследовательской деятельности С.А. Зыкова, его сотрудников и учеников (аспирантов, соискателей) заключалась не только в теоретической разработке актуальных проблем сурдопедагогики, но и в оперативном внедрении результатов исследований в практику. Достигалось это постоянной, систематической работой С.А. Зыкова со школами (директорами, завучами, учителями и воспитателями). Сектор имел опорные школы в разных районах страны, которые, как правило, подхватывали все нововведения, разрабатываемые в базовой школе глухих НИИД. Педагогический эксперимент, который был обязательным методом исследования всех сотрудников сектора, проходил во многих школах и носил продолжительный характер. В своей работе о методах педагогического исследования С.А. Зыков придавал обучающему эксперименту решающее значение (13, с. 7-9). Анализируя творческое содружество НИИД с учителями специальных школ, А.И. Дьячков, директор Института, отмечал, что совместная работа сектора сурдопедагогики со школами "оказалась весьма продуктивной: Институт получил материалы, коренным образом улучшающие качество работы школ для глухонемых детей" (10, с. 5). Кроме того, учителя принимали участие в работе по темам исследований сектора, в проведении конференций, в обсуждении задач и итогов научно-исследовательской деятельности сектора. Учителя школ по существу являлись соавторами исследований: совместно с научными сотрудниками разрабатывались экспериментальные программы, методы и формы обучения, проводились контрольные срезы и коллективно обсуждались результаты учебного процесса. Широкое распространение экспериментальной работы по школам глухих, систематическое проведение конференций, совещаний, педагогических чтений, постоянная переписка С.А. Зыкова с педагогическими коллективами и отдельными учителями обеспечивали внедрение научных исследований в практику еще до официального принятия научно-методической документации.

Несмотря на огромный объем научной работы, С.А. Зыков принимал активное участие в составлении учебных программ, в разработке уроков (особенно на этапе введения ППО), в написании учебников. Его первый "Букварь", изданный в 1940 году, выдержал 12 изданий и был заменен новым в связи с переходом на обучение языку по принципу формирования речевого общения (1961 г.). Этот "Букварь" и сейчас с успехом используется учителями, поскольку в нем удачно отражается вся система обучения грамоте в приготовительном классе и процесс использования разных видов словесной речи (дактильной, устной, письменной) на разных этапах первоначального обучения языку.

С.А.Зыков был инициатором создания международного картинного пособия для глухих детей "Звездочка". Работа над этим пособием в издательстве "Просвещение" имела огромное значение для сближения сурдопедагогов социалистических стран и распространения системы обучения языку по принципу формирования речевого общения. К сожалению, это картинное пособие, изданное на 9 языках, получившее премию ВДНХ так же, как и учебник "Развитие речи" для I класса с прекрасным приложением для уроков ППО, вышел в свет уже после смерти С.А. Зыкова. Но до сих пор эти учебники, как и методические пособия "работают", донося до учителей мысли создателя новой дидактической системы.

"Обобщая изложенное, - писал С.А. Зыков, - можно отметить, что наша попытка более глубокого проникновения в специфику, более полного использования здоровых сил и возможностей глухих детей обнаруживает огромные резервы, повышающие продуктивность учебно-воспитательного процесса. В результате проделанной работы заложены основы новой дидактической системы обучения глухих детей, которая может быть названа динамической, так как основывается на активной деятельности школьников и обеспечивает повышенную динамику развития" (15, с. 13).

Разработка дидактической системы потребует, по мнению С.А. Зыкова, решения многих задач, среди которых выявление максимальных возможностей, содержащихся в предметной деятельности как средства специфического развития глухих детей; усовершенствование содержания общеобразовательных предметов; разработка системы обучения языку в условиях использования предметной деятельности; решение проблем использования остаточного слуха. Это далеко не весь перечень задач, который определил в цитируемой выше работе С.А. Зыков на ближайшие годы, и которые стали ориентиром в деятельности его учеников и соратников.

Список использованной литературы

  1. Зыков С.А. Архив.
  2. Зыков С.А. Автобиография // Архив С.А. Зыкова, 1925. 
  3. Зыков С.А. Методика первоначального обучения глухонемых детей русскому языку. М.: Учпедгиз, 1940. С. 75. 
  4. Зыков С.А. Ответ на рецензии // Архив С.А. Зыкова, 1940. 
  5. Зыков С.А. Состояние и задачи учебно-воспитательной работы школ для глухонемых детей // Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах. Бюллетень 11-12. М.: Наркомпрос РСФСР, 1940 . С. 5-17. 
  6. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей грамоте. М.-Л., 1947. С. 160. 
  7. Зыков С.А. Состояние знаний и навыков по русскому языку у учащихся приготовительного класса школы глухонемых детей // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1948. Вып. III - IV. С. 3-28. 
  8. Зыков С.А. О повышении качества работы по обучению глухонемых детей русскому языку // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1951. Вып. I-II. С. 3-29. 
  9. Зыков С.А. Методы учебно-воспитательной работы на уроке в школе глухонемых // Урок в школе глухонемых. М.: Учпедгиз, 1954 . С. 53-76. 
  10. Дьячков А.И. О творческом содружестве Института дефектологии с учителями специальных школ // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1954. Вып. II. С. 3-13. 
  11. Зыков С.А. Проблема формирования у глухонемых детей речи как средства общения // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1955. Вып. III. С. 23-38. 
  12. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М, 1961. С. 360. 
  13. Зыков С.А. К характеристике методов исследования по проблемам сурдопедагогики // Материалы к семинару по методике сурдопедагогических исследований. Киев, 1968. С. 7-10. 
  14. Зыков С.А. Развитие глухих детей - важнейшая проблема советской сурдопедагогики настоящего времени // Тезисы докладов. Шестая научная сессия дефектологии. М., 1971. С. 197-199. 
  15. Зыков С.А. Проблемы советской сурдопедагогики // Вопросы сурдопедагогики. Уч. записки МГПИ. М., 1972. С. 3-21. 
  16. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С.А. Зыкова. М.: Педагогика, 1976. С. 144. 
  17. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. С. 200. 
  18. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 58-71.


Работает на Amiro CMS - Free