Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Зыкова Татьяна Сергеевна (1941 - 2012)



 Зыкова Татьяна Сергеевна




Т.С. Зыкова родилась в Москве в семье выдающегося ученого, сурдопедагога Сергея Александровича Зыкова. После окончания МГПИ им. В.И.Ленина она приобретает свой первый профессиональный опыт в качестве учителя одной из московских школ для глухих, а затем становится одним из первых педагогов страны, включившихся в разработку предложенного С. А. Зыковым нового научного направления в сурдопедагогике — обучения словесной речи с использованием предметно-практической деятельности глухих учащихся. С этого же времени начинается научная деятельность Т.С. Зыковой в стенах Института дефектологии АПН СССР (ныне — Институт коррекционной педагогики РАО).

Уже первые свои шаги в науке Татьяна Сергеевна сочетала с активной методической работой с педагогами-практиками, и на протяжении десятилетий она деликатно, настойчиво и умело учила их разгадывать мысли и чувства ребенка, формировать его речь исключительно для того, чтобы она стала средством взаимодействия с миром, не упускать ни единой ситуации, пригодной для развития речи и при этом исключать даже мысль о зубрежке и натаскивании, формальной тренировке глухого ребенка. Она учила размышлять о том, как повлияет обучение на становление человека, заботиться о том, как сложится судьба только что пришедшего в школу ученика.

Поэтому отнюдь не случайно и сегодня в лаборатории основное внимание уделяется разработке дидактических проблем школы для глухих и слабослышащих детей, определению научно-методических основ формирования речевой деятельности у глухих школьников в условиях коррекционного обучения, изучению проблемы содержания и методов обучения языку глухих детей с дополнительными нарушениями развития. Татьяной Сергеевной успешно разрабатывала и внедряла в широкую практику дифференцированный подход к содержанию школьного образования, отраженный в Проекте специального федерального государственного образовательного стандарта для глухих и слабослышащих учащихся, много внимания уделяла вопросам профессионального образования лиц с нарушенным слухом, проблемам совместного с нормально слышащими детьми обучения и воспитания глухих и слабослышащих школьников.

Татьяна Сергеевна — основной автор учебников и методических пособий, адресованных специальным (коррекционным) учреждениям для детей с нарушениями слуха. Ею опубликовано свыше 100 печатных работ, среди которых монографии, многочисленные методические пособия, учебники, программы для школ глухих. Все это составляет основной научно-методический багаж каждого сурдопедагога страны.
Татьяной Сергеевной была организована обширная экспериментальная работа во многих школах I и II видов в городах: Майкопе, Ставрополе, Белгороде, Костроме, Казани, Перми, Москве, Ижевске, Йошкар-Оле, Челябинске и других. Под ее руководством и научной редакцией результаты этой работы публиковались в многочисленных сборниках статей педагогов-практиков, которые всегда принимают самое активное участие в Педагогических чтениях — главном профессиональном форуме специалистов.

Творческий подход к разрешению трудных дидактических проблем, талант исследователя и методиста, умение заинтересовать и поддержать учителя всегда вызывали у педагогов искреннее восхищение и уверенность в особой общественной значимости их профессии. Такое внимательное и чуткое отношение к людям, открытость и доброжелательность, готовность к научной дискуссии позволили Татьяне Сергеевне заслужить авторитет не только у соратников, но и у оппонентов.

Автобиография Татьяны Сергеевны Зыковой

Автобиография Татьяны Сергеевны Зыковой, выдающегося отечественного сурдопедагога

Автобиография Татьяны Сергеевны Зыковой, выдающегося отечественного сурдопедагога

Автобиография Татьяны Сергеевны Зыковой, выдающегося отечественного сурдопедагога
Написано Т.С. Зыковой.


Работает на Amiro CMS - Free