Залы Музея



Кащенко Всеволод Петрович
Выготский Лев Семёнович
Лурия Александр Романович
Рау Фёдор Андреевич
Рау Наталия Александровна
Рау Фёдор Фёдорович
Соколянский Иван Афанасьевич
Боскис Рахиль Марковна
Дьячков Алексей Иванович
Гозова Александра Петровна
Корсунская Бронислава Давыдовна
Кулагин Юрий Александрович
Лебединская Клара Самойловна
Левина Роза Евгеньевна
Скороходова Ольга Ивановна
Нейман Лев Владимирович
Шиф Жозефина Ильинична
Слезина Нина Феодосьевна
Власова Татьяна Александровна
Морозова Наталия Григорьевна
Зыков Сергей Александрович
Новикова Любовь Абрамовна
Певзнер Мария Семёновна
Чулков Валерий Николаевич
Труш Владимир Денисович
Мещеряков Александр Иванович
Зислина Нелли Наумовна
Коровин Кирилл Георгиевич
Зайцева Галина Лазаревна
Носкова Людмила Петровна
Розанова Татьяна Всеволодовна
Катаева Александра Абрамовна
Земцова Мария Ивановна
Зикеев Анатолий Георгиевич
Багрова Инесса Георгиевна
Зыкова Татьяна Сергеевна
Чиркина Галина Васильевна
Каше Галина Амосовна


Контакты


Россия, 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, к.1
e-mail: muzey@ikprao.ru

Зыкова Татьяна Сергеевна (1941 - 2012)



 Зыкова Татьяна Сергеевна




Воспоминания аспирантки Татьяны Сергеевны Т.Ю. Четвериковой

Быть талантливым Учителем, в самом высоком смысле этого слова, - дар. Таким уникальным даром обладала Татьяна Сергеевна Зыкова.
Судьба подарила мне возможность стать ученицей Татьяны Сергеевны. Мои светлые воспоминания об Учителе смешаны с болью в сердце от так внезапно произошедшей потери, восполнить которую невозможно.

Татьяну Сергеевну отличала любовь к своей профессии, преданность сурдопедагогике, которая стала делом всей её жизни, а также высокий профессионализм и колоссальная работоспособность. Эти качества в сочетании с интеллигентностью, добротой, душевностью, искренностью притягивали к Татьяне Сергеевне людей с необычайной силой, вызывали полное доверие и глубокое уважение. Без преувеличения могу сказать, что Татьяна Сергеевна обладала всеми лучшими качествами, какие только могут быть у человека и имеют обозначение в языке. Кто знал, любил и уважал Татьяну Сергеевну, мне поверит.

Она всегда находила время на живое общение, подбадривала, давала добрые советы. В работе Татьяна Сергеевна была требовательна и к себе, и к окружающим людям. Единственное, чего она не могла принять в профессиональной деятельности, - это, пожалуй, некомпетентность. Татьяна Сергеевна говорила: исследователь должен нести ответственность за каждое слово, сказанное или написанное им. Это стало для нас, учеников Татьяны Сергеевны, неоспоримым правилом, аксиомой.

Поразительным был режим, в котором работала Татьяна Сергеевна. Она не жалела себя, не жаловалась на усталость. Её выходные и праздничные дни тоже в своём большинстве проходили в работе.

Я вспоминаю тот период, когда была ещё только начинающей аспиранткой. Тогда я с изумлением наблюдала за тем, как Татьяна Сергеевна могла работать даже в транспорте: она делала какие-то пометки, что-то записывала или исправляла.

Работая с учениками (аспирантами), Татьяна Сергеевна старалась не давать готовых ответов. Так, например, на одной из наших консультаций по содержанию кандидатской диссертации Татьяна Сергеевна сказала: «Чувствуешь, в этом месте что-то не так. Здесь надо ещё подумать, сказать иначе…».

Конечно, ничего тогда я не чувствовала. Признаться было стыдно. Но возникало горячее желание быть достойной своего Учителя. Школа Татьяны Сергеевны позволяла это сделать. Она, не принимая наукообразия, учила излагать мысли просто, ясно, с ориентацией на читателя. Татьяна Сергеевна искренне радовалась успехам своих учеников. В этих случаях она обычно говорила: «Вот видишь, как ты растёшь!». Это было наивысшей похвалой!

Имея сильный характер, стержень, обладая внутренней силой, Татьяна Сергеевна оставалась человеком скромным. Она мало говорила о себе, близко к сердцу принимала проблемы каждого сотрудника лаборатории, которую возглавляла много лет, радовалась удачам и достижениям коллег.

До последних дней Татьяна Сергеевна оставалась верна делу, начатому её отцом – Сергеем Александровичем Зыковым, автором коммуникативной системы обучения глухих детей языку. Отстаивая положения этой системы, Татьяна Сергеевна в первую очередь заботилась о будущем глухого ребёнка, о возможности овладения им словесной речью, без чего он «выпадает» из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, не может интегрироваться в общество слышащих. Коммуникативная система, получившая мощнейшее развитие в трудах Татьяны Сергеевны Зыковой, занимает в настоящее время прочные позиции, поскольку её использование в педагогической практике даёт высокие результаты. И в этом огромная заслуга Татьяны Сергеевны, труды которой «обречены» на долголетие.

Работает на Amiro CMS - Free