Чиркина Галина Васильевна. Биография (1935 - 2013)

Чиркина Галина Васильевна
Режим чтения


Галина Васильевна родилась и училась в Москве. После окончания в 1958 году отделения сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина была зачислена на должность педагога-воспитателя сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Дзержинского.

С 1959 года Галина Васильевна работала логопедом в экспериментальной школе памяти Ленина, затем была принята в экспериментальную школу НИИДа и начала вести активную научную деятельность в Институте дефектологии АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной, чьей ученицей и последователем она по праву себя считала.

В 1967 году Галина Васильевна успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме нарушений письменной речи у детей с артикуляционными расстройствами.

В 1968 году вышла монография Г.В. Чиркиной «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата», которая и сегодня является фундаментальным исследованием.

В 70-80-ые годы Галина Васильевна занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ею написаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и дошкольных образовательных учреждений, несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором профессор Г.В. Чиркина являлась научным редактором и автором ряда глав.

В 1987 году на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной была защищена докторская диссертация, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования обобщены и изложены в учебнике «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века».

Более чем полувековая история ее жизни и научной деятельности была связана с Институтом коррекционной педагогики РАО (ранее НИИ Дефектологии АПН СССР), в стенах которого она прошла непростой путь от педагога школы-клиники до профессора, доктора педагогических наук, в течение многих лет руководившего лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи. На протяжении всего этого времени круг интересов и сфера исследовательской работы Г.В. Чиркиной постоянно расширялись. При этом неизменными оставались выбор остроактуальных направлений исследования, строгость и ясность методологического подхода к их разработке, интерес к междисциплинарным проблемам и насущным задачам педагогической практики. Особое внимание она неизменно уделяла малоисследованным и наиболее дискуссионным научным аспектам логопедии.

Галина Васильевна была эрудированным человеком во многих областях логопедии и смежных науках, глубоким исследователем, владеющим иностранными языками, знающим искусство и литературу, делившимся этим бесценным даром со своими учениками.

Многие годы Г.В. Чиркина передавала свой огромный профессиональный опыт студентам, являясь профессором МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова. Студенты, логопеды-практики знают Галину Васильевну Чиркину по ее более 110 опубликованным работам, помнят и ценят её прекрасные лекции и практические занятия. Она создала научную школу.

Г.В. Чиркина являлась председателем диссертационного совета ИКП РАО, Председателем Российской Ассоциации дислексии. Ее труд был по достоинству оценен: она награждена медалью К.Д. Ушинского, памятной медалью 850-летия Москвы и медалью «Профессионал России».

Галина Васильевна оставила богатое наследие в виде значительного количества серьезных научных трудов, востребованных не только отечественными, но и зарубежными учеными, преподавателями и студентами вузов и, конечно же, логопедами-практиками. Ею создана особая научная школа, в которой взрощено не одно поколение ученых, и большинство из них успешно продолжают развивать и воплощать идеи Учителя.

Уход Галины Васильевны из жизни – тяжелая, невосполнимая утрата не только для мира отечественной дефектологии, но и для мира многих людей, окружавших, знавших и любивших её. Будучи человеком широко образованным, обладавшим блестящим аналитическим умом, тонкой наблюдательностью, житейской мудростью и терпимостью, взвешенным, независимым и ироничным восприятием реальности, она была для окружающих и эталоном профессионального мастера, и надежным товарищем, и деликатным критиком, и прекрасным собеседником, владевшим редкой культурой человеческого общения.

Светлая и благодарная память о Галине Васильевне Чиркиной навсегда сохранится в сердцах ее друзей, коллег и учеников.

При подготовке раздела были использованы материалы
журналов Дефектология (2013, №6) и Логопедия (2010, №2(28))

Автобиография Галины Васильевны Чиркиной

Диссертации, защищенный под руководством Г.В. Чиркиной

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1995
  2. Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания. М., 1989
  3. Вятлева Ю.Е. Комплексный анализ учебной и речевой деятельности учащихся младших классов школы 5 вида М., 2004
  4. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи (в начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи) М., 1990
  5. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения М., 2003
  6. Захаров А.Ю. Развитие речи на уроках трудового обучения (в 4-5 классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи) М., 1989
  7. Игнатьева С.А. Использование игр в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (игры с правилами) М., 1989
  8. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами М., 2000
  9. Касимова Э.Г. Формирование произношения у башкирских детей 6-8 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием М., 2003
  10. Китик Е.Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел «Дислалия») М., 2006
  11. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста М., 2003
  12. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи М., 2007
  13. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи М., 2007
  14. Муминова Л.Р. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста (на материале узбекского языка) Ташкент, 1992
  15. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов М., 1998
  16. Оскольская Н.А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста на основе моделирования коррекционно-развивающего процесса М., 2002
  17. Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи. М., 1999
  18. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования М., 2009
  19. Савка Л.И. Коррекция фонематического недоразвития у учащихся начальной школы (с молдавским языком обучения) М., 1989
  20. Сиротюк М.В. «Взаимосвязь состояния соматического здоровья школьников, проживающих на территории радиационного загрязнения, с нарушением устной и письменной речи» М., 2004
  21. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни М., 1998
  22. Соломатина Г.Н. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба М., 2003
  23. Тарасун В.В. Повышение качества усвоения родного языка учащимися с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата (на материале мл. классов) М., 1984
  24. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи М., 2009
  25. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи М., 2005
  26. Фалько С.Н. Основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 2003
  27. Черкасова Е.Л. Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции М., 2001
  28. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста М., 2007
  29. Щербак С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами М., 2011
Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/