Новикова Любовь Абрамовна. Биография (1915 - 1992)

Новикова Любовь Абрамовна
Режим чтения


Любовь Абрамовна Новикова (1915-1992) – доктор медицинских наук, профессор – яркий, оригинальный ученый, выдающийся отечественный нейрофизиолог.

Медик по образованию, талантливая ученица выдающихся отечественных физиологов, ученых с мировым именем П.К. Анохина и B.C. Русинова, Л.А. Новикова с 1952 г. работала в Институте дефектологии, начав деятельность в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся спецшкол.

В 1967 г. возглавила вновь организованную нейрофизиологическую лабораторию, в которой под её руководством были проведены обширные фундаментальные исследования, обозначившие новое научное направление в дефектологии – электрофизиологическое изучение функционального состояния мозга у детей с нарушениями сенсорных функций, интеллекта, поведения. Проведенные ею экспериментальные исследования на животных, а также исследования на человеке, являются крупным вкладом в нейро- и психофизиологию и клиническую электроэнцефалографию.

Особое место в научном творчестве Л.А. Новиковой принадлежит многолетнему изучению нейрофизиологических механизмов сенсорной депривации, результатом которого явилась опубликованная в 1966 г. и высоко оцененная специалистами монография "Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга", переизданная позднее в США и поставившая автора в ряд крупных ученых. С её именем связаны первые в России исследования по научной разработке и внедрению в практику электрофизиологических методов тестирования (с помощью вызванных потенциалов) состояния зрительной и слуховой функции у детей раннего возраста, начиная с первых месяцев жизни, методов дифференциальной диагностики сенсорных нарушений, работы по обоснованию нейро- психофизиологических принципов ранней коррекции нарушенных сенсорных функций, а также установлению объективных критериев их восстановления в ходе коррекционной работы.

Л.А. Новиковой внесен огромный вклад в исследование проблемы сензитивных периодов в развитии ребенка, характеризуемых особой чувствительностью к ограничениям сенсорного опыта, учет которых позволил использовать наиболее адекватную тактику коррекционных воздействий. Результаты выполненных под ее руководством работ представлены в двух монографиях: "Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей" (М.: Педагогика, 1978.) и "Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование)" (М.: Педагогика, 1987.). Последние годы творческой деятельности Л.А. Новиковой связаны с организацией теоретических исследований системных механизмов когнитивных процессов у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Л.А. Новикова была наделена редким даром превращать процесс экспериментального исследования в увлекательный творческий поиск. Её отличала уникальная способность искренне удивляться и одинаково глубоко радоваться новым научным фактам, добытым как ею самой, так и другими исследователями. Блистательный творческий талант, умение превращать повседневный труд исследователя в процесс радостного постижения научной истины делали её весьма далёкой от академичного образа сухого ученого – она скорее представляла собой художника в науке. Огромная увлеченность работой, неукротимая творческая энергия, ясный ум, способность остро схватывать новые факты, увидеть новое направление научного поиска в сочетании с неизбывным оптимизмом, щедростью и подлинным человеческим обаянием вовлекали в орбиту ее личности и широких научных интересов огромный круг как молодых, так и опытных исследователей.

Глубокая эрудиция, яркие ораторские способности сделали её прекрасным педагогом, привлекшим к проблемам дефектологии многих молодых нейрофизиологов и психологов.

В.А. Толстова, кандидат биологических наук

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/