Розанова Татьяна Всеволодовна. Биография (1928 - 2007)

Розанова Татьяна Всеволодовна
Режим чтения


Татьяна Всеволодовна Розанова – один из ведущих советских психологов и дефектологов, доктор психологических наук, профессор.

Т.В. Розанова родилась в Москве. После окончания средней школы в 1946 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета, которое окончила с отличием в 1951 г.

С 1951 по 1955 г. Т.В. Розанова работала старшим лаборантом кафедры психологи МГУ, выполняя при этом не только большую организационную, но и педагогическую, и исследовательскую работу.

В июне 1955 г. ею защищена кандидатская диссертация «Некоторые особенности непроизвольного запоминания», раскрывшая новые психологические механизмы непроизвольного запоминания наглядного материала, показавшая возможности его запечатления на основе односторонних связей от слова, обозначающего предмет, к совокупности его наглядных признаков и порождаемые этим механизмом особенности воспроизведения.

С декабря 1955 г. до 1966 г. Т.В. Розанова работала в Институте дефектологии АПН СССР – сначала в должности старшего научного сотрудника сектора по изучению психологии глухих детей под руководством Ивана Михайловича Соловьева, затем, с 1970 г. – заведующей лабораторией сурдопсихологии.

Т.В. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Исследования Т.В. Розановой раскрывают не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушением слуха и недоразвитием речи, но и большие потенциальные возможности развития познавательной деятельности этих детей в условиях педагогического процесса, основывающегося на психологических закономерностях формирования психики глухого ребенка. Тем самым исследования Т.В. Розановой имеют большое значение не только для сурдопсихологии, но и сурдопедагогики.

Особое внимание Т.В. Розанова уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Ею сформулированы психолого-педагогические требования, при учете которых у глухих детей могут формироваться полноценные математические знания и умения.

Исследования Т.В. Розановой, характеризующие психологические механизмы функционирования познавательных процессов в условиях речевого дефицита, указывают на различную роль предметных действий, жестов и словесной речи как средств осуществления этих процессов и тем самым обогащают общую и детскую психологию.

Т.В. Розанова являлась одним из редакторов и основных авторов капитального труда по сурдопсихологии, обобщающего многие советские и зарубежные исследования – «Психология глухих детей», изданного в 1970 г.

Глубокое и систематическое изучение закономерностей развития памяти и мышления глухих детей стало предметом докторской диссертации Т.В. Розановой, защищенной в 1977 г., и книги «Развитие памяти и мышления глухих детей», получившей, как и «Психология глухих детей», первую премию АПН СССР.

Исследования Т.В. Розановой 80-х гг., посвященные проблемам развития общеинтеллектуальных и математических способностей глухих детей, позволили рассмотреть способности как интегральные особенности личности ребенка и при этом выделить наиболее значимые психологические компоненты на каждом этапе детского развития. Эти исследования отражены в коллективной монографии лаборатории сурдопсихологии, подготовленной к печати.

Особое внимание уделяется Т.В. Розановой глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития). Совместно с другими сотрудниками лаборатории сурдопсихологии, сотрудниками лаборатории клинического изучения аномальных детей М.С. Певзнер и Г.П. Бертынь, а также других лабораторий института, проводится всестороннее клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложным дефектом, которое позволяет глубже понять структуру дефекта этих детей и определить наиболее адекватные условия их психического развития.

В течение ряда лет Т.В. Розанова совместно с Ю.А. Кулагиным являлась руководителем исследований по вопросам восприятия, памяти и мышления слабовидящих детей. Охват научных проблем, разрабатываемых под руководством Т.В. Розановой, еще более расширяется за счет подготовки диссертационных исследований в разных областях специальной психологии и педагогики. Под руководством Т.В. Розановой защищено 14 кандидатских диссертаций.

Т.В. Розанова систематически читала лекции по сурдопсихологии, психологии речи на различных курсах повышения квалификации работников специальных детских учреждений и на дефектологических факультетах МГПИ и МГЗПИ, консультировала учителей, воспитателей и родителей глухих детей, принимала активное участие в организации и проведении научных сессий и Педагогических чтений по дефектологии.

Т.В. Розанова неоднократно выступала с докладами на международных конгрессах по психологии, а также конгрессах Всемирной ассоциации глухих.

Ею опубликовано более 120 работ, притом целый ряд за рубежом.

Являясь в течение многих лет председателем секции дефектологии центрального совета педагогического общества РСФСР, Т.В. Розанова совместно с другими руководителями секции активно внедряла результаты новых научных исследований и передовой педагогический опыт на организуемых и проводимых секцией научно-практических конференциях и семинарах.

За успехи в разработке специальной психологии и большую научно-организационную деятельность Т.В. Розанова награждена тремя медалями, почетными знаками и грамотами.

Принципиальный, высоко эрудированный и требовательный ученый, одаренный психолог и педагог Т.В. Розанова в жизни оставалась скромным, отзывчивым и душевным человеком.

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/