Слезина Нина Феодосьевна. Биография (1922 - 1996)

Слезина Нина Феодосьевна
Режим чтения


Нина Феодосьевна Слезина – выдающийся отечественный сурдопедагог, ученица, соратница и друг Федора Федоровича Рау.

Нина Феодосьевна родилась 1 января 1922 г. в г. Тотьма Вологодской области в семье служащих. После окончания средней школы в 1939 г. она поступила в Московский государственный дефектологический институт, который в 1941 году стал факультетом Московского государственного педагогического института.

Всю войну, несмотря на то, что ее семья эвакуировалась, она провела в Москве, деля с родным городом все тревоги и невзгоды военного времени.

В 1942 г., закончив досрочно институт и проработав несколько месяцев на детской площадке, молодой дефектолог становится учителем математики в старших классах, а также преподает арифметику в приготовительном и во втором классах школы глухих. Она руководит методическим объединением учителей математики школы.

Два десятилетия жизни были отданы Ниной Феодосьевной педагогической работе в школе глухих. Она не прекращала ее до 1962 г., совмещая педагогическую деятельность и с учебой в аспирантуре (1946–1949 гг.), и с научной работой в должности сначала младшего (1949–1955 гг.), затем старшего научного сотрудника (с 1955 г.) Института дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). С этим институтом связана вся творческая жизнь Нины Феодосьевны, она являлась его научным сотрудником более 40 лет, до последнего дня своей жизни.

Опыт работы Н.Ф. Слезиной учителем математики воплощен в трех учебниках математики для школы глухих детей, которые выдержали несколько изданий и были переведены на украинский, грузинский, эстонский и латышский языки, а также в двух учебниках арифметики для вечерних школ глухих. Учебники, созданные Ниной Феодосьевной, отличала особая стройность, логичность, насыщенность упражнениями и заданиями, направленными на преодоление специфических трудностей глухих детей в усвоении математики.

Однако главным делом своей жизни Н.Ф. Слезина считала разработку методических проблем формирования произносительной стороны речи у глухих. Первая научная работа в этом направлении – диссертационное исследование на тему «Первоначальное обучение глухонемых детей чтению вслух и произношению на основе сокращенных фонем», выполненное под руководством Ф.Ф. Рау. Диссертация была блестяще защищена в 1952 г., хотя бурные и долго не утихавшие дебаты среди научного сообщества сурдопедагогов, начавшиеся еще в процессе ее подготовки, выплеснулись во время защиты. Этот диссертационный Ученый совет навсегда запомнился всем, кто на нем присутствовал.

Прошли годы. Концентрический метод обучения произношению, предложенный в диссертации молодого научного сотрудника, стал общепризнанным. Ныне оригинальный концентрический метод первоначального обучения произношению глухих школьников с временным использованием сокращенной системы фонем положен в основу действующих программ обучения в школе глухих. И не только русской школы. Под непосредственным руководством Нины Феодосьевны разработаны варианты концентрического метода для грузинского, украинского, эстонского, латышского, азербайджанского и испанского языков.

Особое внимание Нина Феодосьевна Слезина и Федор Федорович Рау уделяли методическому обеспечению процесса формирования произносительной стороны речи. Ими совместно разработаны первые в нашей стране учебники «Произношение» (для подготовительного, первого и второго классов школы глухих), удостоенные премии им. К.Д. Ушинского, методики обучения глухих произношению, адресованные учителям и студентам, ставшие на многие годы классическими образцами методических пособий и широко используемыми и в настоящее время.

Нину Феодосьевну интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводит специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Его результаты обобщаются в монографии «Применение технических средств в обучении глухих произношению» (1975).

С середины 70-ых годов Нина Феодосьевна сосредотачивает внимание на изучении новых рациональных путей в формировании и коррекции произношения, ставших возможными в условиях интенсивного развития слухового восприятия глухих детей. Разрабатываются новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, создаются методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми. В последний год жизни была начата, но не завершена разработка вопросов совершенствования произносительной стороны речи глухих детей, обучающихся в массовых школах. Было задумано пособие, адресованное родителям этих детей …

Исследования Нины Феодосьевны Слезиной являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики. Их результаты отражены в ее печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.

Обширная очная и заочная организационно-методическая работа (проведение курсов повышения квалификации учителей, консультирование их и родителей детей с нарушенным слухом, обследование произносительной стороны речи учащихся, подготовка и разбор открытых уроков и индивидуальных занятий и т.п.) способствовала внедрению результатов исследований, проводимых Н.Ф. Слезиной, в широкую практику специальных школ страны.

Помимо научно-исследовательской деятельности Нина Феодосьевна вела огромную редакторскую работу. Она являлась составителем 24 выпусков сборника «Специальная школа» (1956–1964), заместителем главного редактора по подготовке двух изданий «Дефектологического словаря» (1964, 1970), выпущенных впервые в мире, редактором сборников «Воспитание в школе глухих», «Пособие по обучению произношению слабослышащих школьников 1–3 классов» и др. Нина Феодосьевна подготовила к печати работы любимого Учителя и Друга Ф.Ф. Рау, не опубликованные при его жизни.

Нина Феодосьевна вела большую работу по подготовке научных кадров. Под ее руководством были защищены восемь диссертаций по вопросам, связанным с формированием произносительной стороны речи (совместно с Ф.Ф. Рау), с овладением глухими жестовой речью, с обучением неслышащих физике, с историей дефектологии.

Нина Феодосьевна была сильной, цельной личностью с необычайно разносторонними, иногда полярными интересами. Редко кому удается сочетать деловую и творческую целеустремленность, так выразительно представленные в научных трудах и повседневной деятельности Нины Феодосьевны, и столь же яркое увлечение музыкой, творчеством И.С. Козловского, верным другом и секретарем которого она была до самой его смерти.

У Нины Феодосьевны был особый статус в Институте, хотя она никогда не занимала никаких административных постов. Ее суждения часто были резки, но всегда справедливы. Ее критика была нелицеприятной, но всегда конструктивной. Она была строгим Учителем и благожелательным Человеком. Поэтому к ней шли не только за опытом и деловым советом, но и поделиться своим самым сокровенным, за добром, за участием, как к старшей в семье. И это не случайно. Жизнь сложилась так, что уже в юности Нина Феодосьевна стала основной опорой в большой семье – материальной опорой отцу-инвалиду и главной помощницей матери в воспитании младших сестер и брата. Впоследствии Нина Феодосьевна приобрела еще одну большую семью, которую составили глухие люди, которым в детстве посчастливилось учиться у Слезиной. До конца ее дней они приходили к ней, к своей бывшей учительнице, писали ей письма как старшему другу. Они шли к ней со своими радостями, заботами и, как прежде, встречали понимание, доброжелательность, готовность помочь. А ведь ученики уже сами были на пенсии. Среди них были и ее первые выпускники, которые позже закончили Бауманский институт и работали в конструкторском бюро у С.П. Королева.

Все, кому довелось близко знать Нину Феодосьевну, знали, каким она была Другом, как она умела дружить, помогать, поддерживать. И как бы не складывалась жизнь, она всегда говорила то, что думала, отстаивала то, что считала правильным, никогда и никого не предавала и многие, поверенные ей секреты, ушли вместе с нею.

Доктор педагогических наук К.Г. Коровин, кандидат педагогических наук Н.Д. Шматко

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/