Татьяна Александровна родилась 31 декабря 1905 года в городе Буинске на Волге в семье крестьян-батраков. Трудовую деятельность начала в 1919 году, совмещая с учебой: в 1919-22 гг. работала переписчиком в советских учреждениях Буинска; в 1922-23 гг. учителем-практикантом в начальной школе; по окончании средней школы была командирована на политкурсы учителей в город Казань; в 1927 г. татарским обкомом партии командирована на учебу во второй Московский университет, дефектологический факультет окончила в 1930 году. По окончании университета была рекомендована в аспирантуру Института психологии, которую окончила в 1932 году. С 1929 года без отрыва от учебы начала работать во вновь организованном экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса РСФСР. В 1932-39 гг. работала заместителем директора по учебной и научной части Научно-практического института специальных школ и детских домов, в 1939-42 гг. – директор Московского государственного педагогического дефектологического института, в 1943-45 г.г. – ответственный секретарь исполкома Фрунзенского райсовета депутатов трудящихся города Москвы, в 1945-63 гг. инструктор отдела школ ЦК КПСС, зав. сектором педагогических учебных заведений и научно-педагогических учреждений.
Татьяна Александровна Власова была одним из организаторов экспериментального дефектологического института, работала заведующей клинико-диагностическим отделением.
С 1963 года Т.А. Власова - заместитель директора Научно-исследовательского института дефектологии, а затем и директор этого Института. С 1971 г. член-корреспондент АПН СССР, с 1972 г. доктор психологических наук.
Развитие дефектологической науки на всех ее этапах было связано с деятельностью Т.А. Власовой. Это было не империческое развитие, а целенаправленное, поступательное движение вперед, где всегда существовала связь теории с задачами дефектологической практики, с насущными потребностями системы специального обучения. Такой сплав и служил в течение десятилетий фундаментом развития отечественной дефектологии. Татьяна Александровна писала: «дефектология как наука имеет своей задачей разработку проблем изучения, воспитания и обучения детей с различными физическими и психическими недостатками. Ее достоянием стали те подлинно научные теоретические положения, которые, выдержав испытание временем, оказали принципиальное влияние на практику и обеспечили ее движение вперед. К их числу, в первую очередь, относятся положения, устанавливающие общие закономерности аномального развития, в какой бы сфере психической жизни они не проявлялись» (журнал «Дефектология» № 1, 1969, с. 10).
Татьяну Александровну всегда привлекали и волновали особенно трудные и мало разработанные проблемы: распознавание дефектов, имеющих внешние сходные проявления, организация дифференцированного обучения аномальных детей, диагностика и коррекция слабовыраженных отклонений в развитии, оценка возможностей и пути развития нарушенного слуха у детей.
Дефектология как наука базировалась на всем многообразии связей, включая различные отрасли специальной педагогики и психологии, клинического и нейрофизиологического изучения аномальных состояний и дефектологические аспекты ряда медицинских дисциплин – психоневрологии, офтальмологии, оториноларингологии и др. Такая многогранная структура дефектологической науки создавалась при самом активном участии Т.А. Власовой. Ее труды, которым присуща глубина теоретического анализа и обобщения, страстность в обсуждении научных проблем, особо значимых для практики, всегда являлись основополагающими при решении наиболее острых и малоразработанных вопросов дефектологии.
Т.А. Власова является автором более ста научных работ по проблемам изучения психического развития аномальных детей, дифференциальной психолого-педагогической и клинико-физиологической диагностики их состояний, принципов и методов отбора детей и комплектования специальных учреждений, дифференцированного обучения детей с различными отклонениями в развитии.
Татьяна Александровна считала и много писала о том, что широкие и органические связи со смежными и другими отраслями научных знаний позволяют глубже вскрывать этиологические факторы возникновения разнообразных видов дефектов у детей, распознавать структуру и характер имеющихся у них отклонений в развитии, находить наиболее эффективные пути коррекции и компенсации дефекта, процесса преодоления аномального развития. При этом Татьяной Александровной всегда подчеркивалось, что содержание образования, методы и приемы обучения, принципы построения программ, учебных пособий для специальных учреждений не могут реализовываться путем механического их переноса из общей педагогики в специальную. Опираясь на разработанное в общей педагогике содержание образования, дефектология, исходя из возможностей разных категорий детей, имеющих проблемы в развитии, создает для каждой из них свою систему образовательных знаний, разрабатывает свои приемы и методы, ориентируясь на закономерности и особенности развития разных категорий детей, потребности коррекционно-компенсаторного воздействия.
Татьяна Александровна считала и реализовала это в своей деятельности, что выявление специфических особенностей развития, обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого изучения структуры дефекта, диагностики, дифференциально-диагностических критериев. И лишь только на основе раскрытия внутренних закономерностей можно диагностировать состояние, подойти к определению научно-обоснованных коррекционно-педагогических и лечебных мероприятий.
Она постоянно подчеркивала, что знание общих закономерностей психического развития ребенка является одним из кардинальных вопросов, определяющих компенсаторный процесс обучения каждой категории детей и построение системы дифференцированной сети учебных учреждений для них.
Умение Т.А. Власовой определить наиболее важные и перспективные направления работы, сплотить вокруг себя научный коллектив для их реализации позволили развернуть в Научно-исследовательском институте дефектологии изучение таких новых актуальных проблем, как диагностика и компенсация слабовыраженных отклонений в развитии детей, аудиологическое и педагогическое обоснование возможностей развития нарушенной слуховой функции и др. Понимая значимость раннего начала компенсации дефекта, под руководством Т.А. Власовой в Институте дефектологии был организован сектор по разработке системы дошкольного воспитания и обучения всех категорий детей с отклонениями в развитии. Были развернуты специальные исследования в области олигофренопедагогики, в результате которых была выделена группа детей с задержкой психического развития, установлена структура данного дефекта, разработаны принципы отграничения его от олигофрении, создана система коррекционной помощи этим детям.
Впервые в нашей стране было начато углубленное клинико-психологическое изучение проблемы детского аутизма и создана система психолого-педагогической коррекции состояний, обусловленных ранним детским аутизмом.
Значительное место занимало изучение генетических, наследственных форм нарушения развития при сложной структуре дефекта. Весьма значительный вклад здесь был сделан сурдопсихологией, олигофренопсихологией, тифлопсихологией, психологией речевых нарушений.
Особое значение в последние годы Татьяна Александровна придавала проблеме совершенствования системы образования детей с отклонениями в развитии. Учет важнейшего положения отечественной дефектологии о том, что процесс формирования личности ребенка с проблемами развития подчиняется общим закономерностям, но имеет свои особенности, позволил успешно решать проблему цензового образования для определенных категорий детей. Это дало возможность открыть путь для многих лиц к получению высшего образования.
Татьяна Александровна Власова была активным пропагандистом отечественной дефектологической науки. Она считала, что комплексное изучение проблемы аномального развития ребенка позволило отечественной дефектологии занять свою оригинальную позицию в понимании дефекта, его структуры и патогенеза, разработать дифференциальную диагностику характера дефекта, что способствовало совершенствованию принципов отбора и организации специальных групп и учреждения.
Под руководством Т.А. Власовой осуществлялись широкие связи по координации научных исследований с дефектологическими кадрами педвузов и дефектологическими научно-исследовательскими учреждениями. Особое внимание она уделяла подготовке научных кадров по дефектологии, под ее руководством был выполнен ряд диссертационных исследований, проводились «Педагогические чтения по дефектологии».
Ее труды: монографии «О влиянии слуха на развитие ребенка» (1954), «О детях с отклонениями в развитии» (1976, 1973) совместно с М.С. Певзнер; работы «Дефектология и смежные науки» (1967), «Знание особенностей дефекта – важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми» (1969), «Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии» (1970), «Проблемы дифференцированного обучения аномальных детей» (1971) и др. до сих пор злободневны. Они отмечены рядом правительственных наград. Монография «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (в соавторстве с М.С. Певзнер; 1973) удостоена первой премии АПН СССР. Научно-исследовательский институт дефектологии, руководимый Т.А. Власовой, был награжден орденом «Знак почета».
Научная и научно-организаторская деятельность Т.А. Власовой была отмечена многими наградами: орденами «Орден Трудового Красного Знамени» (1960), «Знак почета» (1976), «Октябрьской революции» (1976), «Дружбы народов». За заслуги в научной деятельности и подготовке научных кадров Власовой Т.А. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».
Научная и педагогическая деятельность Т.А. Власовой – важный этап в развитии отечественной дефектологии. И сегодня основные принципы и положения, которые на протяжении всей своей научной и практической деятельности отстаивала Татьяна Александровна, также злободневны.
Татьяна Александровна была не только принципиальным и смелым ученым, обладающим острым чувством нового, но и добрым отзывчивым душевным человеком, неизменно вызывавшим любовь и уважение у всех, знавших ее.
Д-р пед. наук Е.П. Кузьмичева