Зыкова Татьяна Сергеевна. Воспоминания

Воспоминания
Режим чтения


Воспоминания аспирантки Татьяны Сергеевны Т.Ю. Четвериковой

Быть талантливым Учителем, в самом высоком смысле этого слова, – дар. Таким уникальным даром обладала Татьяна Сергеевна Зыкова. Судьба подарила мне возможность стать ученицей Татьяны Сергеевны. Мои светлые воспоминания об Учителе смешаны с болью в сердце от так внезапно произошедшей потери, восполнить которую невозможно.

Татьяну Сергеевну отличала любовь к своей профессии, преданность сурдопедагогике, которая стала делом всей её жизни, а также высокий профессионализм и колоссальная работоспособность. Эти качества в сочетании с интеллигентностью, добротой, душевностью, искренностью притягивали к Татьяне Сергеевне людей с необычайной силой, вызывали полное доверие и глубокое уважение. Без преувеличения могу сказать, что Татьяна Сергеевна обладала всеми лучшими качествами, какие только могут быть у человека и имеют обозначение в языке. Кто знал, любил и уважал Татьяну Сергеевну, мне поверит.

Она всегда находила время на живое общение, подбадривала, давала добрые советы. В работе Татьяна Сергеевна была требовательна и к себе, и к окружающим людям. Единственное, чего она не могла принять в профессиональной деятельности, – это, пожалуй, некомпетентность. Татьяна Сергеевна говорила: исследователь должен нести ответственность за каждое слово, сказанное или написанное им. Это стало для нас, учеников Татьяны Сергеевны, неоспоримым правилом, аксиомой.

Поразительным был режим, в котором работала Татьяна Сергеевна. Она не жалела себя, не жаловалась на усталость. Её выходные и праздничные дни тоже в своём большинстве проходили в работе.

Я вспоминаю тот период, когда была ещё только начинающей аспиранткой. Тогда я с изумлением наблюдала за тем, как Татьяна Сергеевна могла работать даже в транспорте: она делала какие-то пометки, что-то записывала или исправляла.

Работая с учениками (аспирантами), Татьяна Сергеевна старалась не давать готовых ответов. Так, например, на одной из наших консультаций по содержанию кандидатской диссертации Татьяна Сергеевна сказала: «Чувствуешь, в этом месте что-то не так. Здесь надо ещё подумать, сказать иначе…».

Конечно, ничего тогда я не чувствовала. Признаться было стыдно. Но возникало горячее желание быть достойной своего Учителя. Школа Татьяны Сергеевны позволяла это сделать. Она, не принимая наукообразия, учила излагать мысли просто, ясно, с ориентацией на читателя. Татьяна Сергеевна искренне радовалась успехам своих учеников. В этих случаях она обычно говорила: «Вот видишь, как ты растёшь!». Это было наивысшей похвалой!

Имея сильный характер, стержень, обладая внутренней силой, Татьяна Сергеевна оставалась человеком скромным. Она мало говорила о себе, близко к сердцу принимала проблемы каждого сотрудника лаборатории, которую возглавляла много лет, радовалась удачам и достижениям коллег.

До последних дней Татьяна Сергеевна оставалась верна делу, начатому её отцом – Сергеем Александровичем Зыковым, автором коммуникативной системы обучения глухих детей языку. Отстаивая положения этой системы, Татьяна Сергеевна в первую очередь заботилась о будущем глухого ребёнка, о возможности овладения им словесной речью, без чего он «выпадает» из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, не может интегрироваться в общество слышащих. Коммуникативная система, получившая мощнейшее развитие в трудах Татьяны Сергеевны Зыковой, занимает в настоящее время прочные позиции, поскольку её использование в педагогической практике даёт высокие результаты. И в этом огромная заслуга Татьяны Сергеевны, труды которой «обречены» на долголетие.

Обратная связь
https://museum.ikprao.ru/